Татьяна Грунь
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Маленькие патриоты своей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Маленькие патриоты своей страны!»
Тип проекта : познавательно-речевой, информационно-творческий.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники проекта : дети первой младшей группы «Капелька», воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (1– 28 февраля 2020 г.)
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе „Маленькие патриоты своей страны“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к семье, к родному краю, уважительного отношения к своим родителям.
Актуальность: В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самым близким людям – семье. Это корни, которые связывают его с родным домом, ближайшим окружением, а пример близких людей имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Проблемная ситуация:
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой «семьи».
Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах педагогики и психологии все меньше занимаются воспитанием детей. Дети все больше чувствуют дефицит общения.
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье, дому, родному краю.
Цель: Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей, традициями, родным городом.
Задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью;
• формировать у детей представление о семье;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
• расширять представление детей о семейных ценностях, традициях, праздниках;
• формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
• развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребенка;
• воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: В результате проекта сформируются социально значимые чувства, желания, прививаются социальные навыки, чувство гордости за свою семью.
Расширяются знания детей о членах семьи, традициях, праздниках, о родном крае. Появляется интерес к выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи и детского сада. У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• выбор темы.
• планирование реализации проекта.
• подготовительные работы педагога.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
• взаимодействие педагогов, детей и родителей.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• итоговые мероприятия
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Сроки проведения: 1 – 10 февраля
1. Изучение литературы по теме.
2. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
3. Подбор информации для консультаций с родителями.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий.
5. Подбор стихов, потешек, пальчиковых, дидактических игр.
6. Подбор предметных и сюжетных картинок на тему «Семья», «День защитника Отечества!», «Народные традиции».
7. Пополнение книжного уголка.
8. Сбор фотографий на тему «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Мой город Батайск!».
9. Сбор рисунков на тему «Семья».
10. Создание нравственно-патриотического уголка.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Работа с детьми:
Сроки проведения: 10 – 14 февраля
Тема: «Я и моя семья»
1. Беседа «Что такое семья?», «Семейные ценности».
2. Рассматривание семейных фотографий (фотоальбом «Моя семья»).
3. Рассказы детей о членах своей семьи.
4. Чтение и разгадывание загадок о семье; сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
5. С/р. Игра «Семья», «Дочки-матери».
6. Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…», «Наш малыш», «Дружная семья».
7. Презентация для детей «Все работы хороши».
8. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».
9. Д/и «Назови ласково», «Назови по имени», «Подбери предмет», «У кого какая мама?»
10. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе?», «Вечер в семье».
11. Организация выставки рисунков «Моя семья!»
12. Итоговое НОД «Я и моя Семья»
Задачи:
Формировать у детей представление о семье.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях.
Расширять представление детей о семейных ценностях, традициях.
Способствовать расширению словарного запаса для выражения своих чувств.
Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к труду людей.
Дать представление о семейных обязанностях.
Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.
Вызвать чувство гордости за свою семью.
Сроки проведения: 17 – 21 февраля
Тема: «Мой папа. День защитников Отечества!»
1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием сюжетных картинок.
Беседа «Что умеет делать папа?».
2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
3. Рассказы детей о своих папах.
4. Лепка «Самолеты летят»
5. Пение песен, заучивание стихов к 23 февраля.
6. С/р игра «Мы солдаты».
7. Рассматривание иллюстраций на тему «Защитники Отечества».
8. Разучивание стихотворений: Т. Боковой «Папа», О. Чусовитиной
«Самый лучший!», В. Малкова «Мы солдаты».
9. Выставка поделок к Дню защитника Отечества (вместе с родителями).
10. Изготовление поздравительной открытки для папы «Самолет»
11. Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».
12. НОД «Мой папа самый лучший!»
Задачи:
Осуществлять патриотическое воспитание.
Знакомить с военными профессиями.
Воспитывать любовь к Родине.
Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).
Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.
Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.
Познакомить с видами российских войск.
Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.
Сроки проведения: 25 – 28 февраля
Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями», «Мой город Батайск»
1. Фольклорный (народный) праздник «Масленица»
2. Беседа о народном празднике «Масленица», рассматривание иллюстраций.
3. Хороводная игра «Солнышко, погуляй у речки», «Еле-еле, закружились
карусели».
4. Лепка «Как на масленой неделе, из печи блины летели».
5. Чтение потешек, поговорок, закличек.
6. Рисование ладошками «Солнышко»
7. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу», «Город, в котором я живу».
8. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города» (фотоальбом «Мой город Батайск»).
9. Конструирование «Дом, в котором я живу»
10. Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.
11. С/р игра «Магазин», «Больница».
12. НОД «Здравствуй, Масленица!»
Задачи:
Расширять представления о фольклорном празднике «Масленица». Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
Способствовать запоминанию своего адреса.
Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.
Знакомить с понятием «город», с его названием.
Знакомить с достопримечательностями города.
Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста», «Важность семьи для детей раннего возраста», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств ребёнка», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании», «Мама, папа, я – счастливая семья!», «Семья и семейные ценности».
2. Сбор рисунков для выставки: «Моя семья».
3. Сбор фотографий для создания фотоальбомов: «Моя семья», «Мой город Батайск», «Наш любимый детский сад».
4. Участие в выставке «День защитника Отечества!»
5. Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
6. Пополнение материала для создания нравственно-патриотического уголка.
7. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Итоговый НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя семья».
2. Выставка рисунков родителей «Моя семья».
3. Создание фотоальбомов «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Мой город Батайск».
4. Создание нравственно-патриотического уголка.
5. Оформление уголка для родителей к 23 февраля.
6. Творческие работы детей (аппликация «Моя семья», открытка для папы «Самолет», лепка «Самолеты летят», лепка «блины», рисование ладошками «Солнышко», конструирование «Дом»).
Итоги работы с родителями:
1. Осознание родителями представлений о роли семьи и семейных традиций в нравственно-патриотическом воспитании детей.
2. Сплочение членов семьи и формирование стойкого интереса к дальнейшему развитию у ребенка предпосылок нравственно-патриотического чувства к семье, к Родине.
Итоги работы с детьми:
1. У детей сформированы элементарные представления о семье, о родственных связях; понимание важности семьи для каждого человека;
2. Вызван интерес к взаимодействию со всеми членами семьи, развиты навыки общения и взаимодействия со взрослыми;
3. Активизация словарного запаса, любознательности и познавательной активности, мелкой моторики рук.
Конспект НОД по нравственно - патриотическому
воспитанию детей младшей группы на тему :
«Я и моя семья»
Цель: Формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьей.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать у детей представление о семье, раскрыть понятие "Семья"
2. Закрепить умение называть свое имя, фамилию; членов своей семьи; понимать роль взрослых и детей в семье.
3. Вводить в активный словарь понятия: "семья, дом, родные и близкие";
4. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;
5. Закрепить навыки работы клеевой кисточкой, используя ранее изученные приемы аппликации.
Развивающие:
1. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям; развивать диалогическую форму речи.
2. Развивать двигательную активность и мелкую моторику; память
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические.
Словесный: рассказ, беседа, вопросы, поощрения, художественное слово Наглядный: показ иллюстраций.
Практический: выполнение аппликации
Интегpa ция образовательных областей: познавательное развитие, социально -коммуникативное, физическая культура, художественно-эстетическое развитие
Материалы: Игрушка Мишутка, картинки членов семьи, 2 мольберта, белая бумага, клей, салфетки, кисточки; игрушки: кастрюля, половник, утюг, молоток, машина, отвертка.
Организация деятельности детей: подгрупповая.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Я и моя семья», «Есть ли у животных семья, родители?»,
Беседа о бабушке и дедушке»;рассматривание картинок с изображением членов семьи и их занятий, фотоальбома «Моя семья»,генеалогического древа. Чтение и разгадывание загадок о семье; сказки «Три медведя», чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Мамины помощники».
Дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мой дом», «Чьи вещи?»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери».
Подвижные игры: «Мамины бусы»».
Ход НОД:
Сюрпризный момент: Появляется медведь.
Воспитатель : Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети: Мишка
Мишка: «Здравствуйте, ребята!
Дети:«Здравствуйте!».
Воспитатель : Давайте поздороваемся и каждый назовет свое имя! Кто знает называют свою фамилию. Дети здороваются с медведем.
Мишутка: Вы узнали меня? (Да) Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я хочу вам рассказать о своей семье. Наша семья небольшая: нас всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и я Мишутка. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том, как вы живете».
Воспитатель : Ребята, расскажем Мишутке о своей семье?
Дети: Да, расскажем.
Основная часть
Рассматривание картины «Семья» и беседа по ней.
Воспитатель : Ребята, скажите, а что такое семья?
Дети: Семья – это родные люди: мама и папа, дедушки, бабушки, брат и сестра. Они все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Воспитатель : давайте, ребята, покажем всю семью на пальчиках.
Сожмите левую руку в кулак, а правой, будите постепенно разгибать на левой руке каждый палец.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья.
Пальчики все дружные,
Всем нам очень нужные.
Воспитатель : Молодцы!
Воспитатель : Ребята, у нас в группе есть фотоальбом «Моя семья»
-Кто хочет рассказать о своей семье? (Мишутка вас внимательно слушает) (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, 3-4 ребенка рассказывают, кто изображен, называя имена членов семьи и родственные отношения (бабушка, дедушка, брат и сестра) По ходу воспитатель задает наводящие вопросы
Воспитатель : Ребята, вы очень любите своих родителей, а как родители заботятся о вас?
Дети: мама готовит, наводит порядок, стирает, гладит; папа - ремонтирует, пылесосит, ходит в магазин за продуктами.
-Молодцы, ребята, вы теперь знаете, что значит для всех семья?
Папа и мама, бабушки, дедушки, брат, сестра- это все наши самые дорогие люди на свете – родные и близкие.
Воспитатель : Ребята, а где живет ваша дружная семья?
Дети: В своем доме, в квартире.
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно.
Теперь мы с вами отдохнем и поиграем
Физкультминутка «Вот такой красивый дом»
Вот какой красивый дом
(Руки на поясе, повороты в право, в лево)
Крыша новая на нем. (руки над головой)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем строить и играть (ритмичные приседания)
Дом большой, высокий строим (на носочках, руки вверх, тянутся)
Окна ставим, крышу кроем (прыжки)
Вот какой красивый дом будет жить семейка в нём.
(Показывают, руки в перёд).
Воспитатель : Ребята, мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А как вы заботитесь о своих родных? О маме? О папе?
Дети: убираем посуду после еды, наводим порядок в своей комнате, убираем игрушки после игры, самостоятельно одеваемся и складываем одежду).
Воспитатель : А кто самый старший в семье?
Дети: бабушка и дедушка.
Воспитатель : Как вы должны к ним относиться?
Дети: Заботиться, помогать, слушаться
Воспитатель : Молодцы, ребята!
Игра «Кому что подходит»
Воспитатель : Ребята на столе, в корзине лежат разные предметы, которыми пользуются ваши родители. Их кто-то нечаянно сложил в одну корзину. Давайте поможем родителям: пусть мальчики выберут те предметы, которые подходят для папы и положат их в синюю корзину, а девочки те, которые подходят для мамы и положат их в зеленую корзину. А Мишутка запомнит, какими предметами пользуются ваши и его родители.
А теперь давайте проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы (молоток, машина, отвертка) и для мамы (кастрюля, половник, утюг)
Воспитатель : Для чего папе нужен молоток?
Дети: Чтобы забить гвоздь.
Воспитатель : А машина?
Дети: Чтобы водить. (Нас с мамой в магазин.)
Воспитатель : Отвертка для чего нужна?
Дети: Чтобы чинить. (Машину, пылесос.)
Воспитатель : Для чего маме нужна кастрюля?
Дети: Мама готовит суп.
Воспитатель : А половник для чего нужен?
Дети: Мама половником разливает суп по тарелочкам.
Воспитатель : А утюг для чего маме нужен?
Дети: Чтобы гладить наш вещи.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Мишутке очень понравилось.
Воспитатель : Ребята, давайте мы Мишутке приготовим подарок на память.
Аппликация «Составь семью из картинок»
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня есть вот такие вырезанные картинки. Кто на них изображен?
Дети: Бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра
Воспитатель : -Ребята, давайте пройдем в нашу мастерскую и наклеим
Картинки так, чтобы у нас получилась большая, дружная семья и подарим
Мишутке.
Творческая работа детей под руководством воспитателя.
Воспитатель : Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети: Большая, дружная семья.
Мишутка: Спасибо вам, ребята! Мне так у вас понравилось, но мне пора возвращаться домой. До свидания!
Дети: До свидания!
Рефлексия
Воспитатель : Ребята, кто к нам приходил сегодня в гости?
Дети: Мишутка
Воспитатель : Из какой сказки он пришел?
Дети: Три медведя
Воспитатель : О чём мы ему рассказали сегодня?
Дети: О своей семье
Воспитатель : Правильно, ребята. Сегодня мы с вами говорили о семье. Для каждого человека он сам и его семья - самое дорогое, что есть на свете. В семье все нужны друг другу.
Конспект НОД в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим «Здравствуй, Масленица!»
Задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.
Цели: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи. Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход занятия:
-В: Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие.
Рады мы, что вы пришли.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- А в конце зимы, мы отмечаем праздник Масленица.
Воспитатель проводит беседу о Масленице с показом иллюстраций, по данной теме.
-В: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).
Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди веселились от души. Всю неделю устраивались игры, развлечения, катания на санях. Всю неделю, хозяйки пекли блины и оладьи. Блин — это символ Масленицы. Считалось, что румяными блинами приманивали солнце, помогая ему разгораться. На Масленицу, изготавливали большую куклу из соломы и наряжали ее в красивую одежду. Кукла означает зиму.
Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. У нас тоже есть куколка Масленица. Давайте, ее рассмотрим. (Дети рассматривают куклу)
-В: Куколка Масленица говорит, что она была в гостях у других деток и они там очень весело играли. Давайте и мы с вами поиграем. Вставайте все в круг и держитесь за ленточки. (Проводится игра «Карусель»)
-В: Какие вы молодцы! Понравилась игра? (Ответ детей)
- Ребята посмотрите, за окнами немного пасмурно. Солнышка не видно. Давайте нарисуем солнышко. Поможем поскорее прийти весне.
Дети совместно с воспитателем рисуют на большом ватмане солнце.
-В: Какое красивое солнце получилось! Вы согласны, гости? (Ответ гостей)
- Ребята, пока мы с вами трудились, Масленица приготовила нам угощение. Посмотрите, какие красивые и пышные блины. Давайте угостим блинами наших гостей. Да и сами угостимся!
Все (Взрослые и дети) рассаживаются за столы и угощаются блинами.