Абакумова Марина
Проект по музыкальному фольклору (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Формирование у воспитанников эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию средствами музыкального фольклора и народных игр»
Воспитатель: Абакумова М. С
Вид проекта : познавательно-исследовательский
По длительности: краткосрочный
По количеству участников: групповой
Публикация «Проект по музыкальному фольклору (старшая группа)» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность:
В современном мире повсеместно наблюдается процесс оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья,сверстники, образовательные организации). В последнее время массовая культура зарубежных стран активно проникает в нашу жизнь в мировоззрение современных детей. Происходит замещение исконно-русских ценностей таких как: справедливость, целомудрие, уважение к старшим и т. д. ценностями современной западной культуры. Внедряются чужеродные праздники и традиции, а русская-народная культура забывается или отходит на второй план. А ведь, именно, народное искусство, глубоко воздействует на воспитание дошкольников Так как силу определённых обстоятельств, воспитательный потенциал семьи уменьшается, общение между родителями и детьми становится минимальным или вообще отсутствует, дети часто проводят время перед телевизором, компьютером, планшетом или предоставлены сами себе. В связи с этим ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям. Поэтому детский сад должен стать проводником для детей и их родителей в формировании системы нравственно-эстетических ценностей, воспитании духовности через познание удивительного мира фольклора.
Реализация данного проекта позволит «посеять» и «взрастить» в детской душе семена любви к устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости
Проблема: Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора, так же наблюдается лишь поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору в современных семьях. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с воспитанниками, педагогами и родителями по «внедрению» музыкального фольклора в жизнь ребенка и формирования у воспитанников эмоционально –ценностного отношения к духовному наследию с помощью использования музыкальных произведений (частушек, потешек, пестушек закличек)в игровой деятельности и народных игр.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта : формирование у воспитанников эмоционально-ценностного отношения путем приобщения к народному наследию, используя средства музыкального фольклора и благодаря внедрению народных игр в образовательную деятельность
Задачи проекта
Для детей:
• Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;
• Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на шумовых инструментах;
• Закреплять умение детей двигаться в хороводе; вовлекать в народные подвижные игры ;
• Совершенствовать умение петь с инструментальным сопровождением и без него;
• Развивать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; способствовать умению передавать свое отношение к народным играм и народному творчеству;
• Воспитывать устойчивый познавательный интерес к народному творчеству и способствовать формированию у детей эмоционального отношения к произведениям народного фольклора
Для родителей:
• Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
• Расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
• Вызвать интерес к духовному наследию народа.
Для воспитателей:
• Привлечь воспитателей к активному тесному взаимодействию в процессе работы по реализации проекта.
• Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
• Актуализировать интерес к воспитательному потенциалу культурного и духовного
наследия русского народа.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
Для музыкального руководителя :
• освоение проектного метода;
• повышение престижности профессии музыкального руководителя,
напоминание общественности о его роли в жизни ребенка и всего общества;
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов
деятельности;
• повышение качества взаимоотношений с родителями.
Для детей:
• сформированы представления о фольклоре как источнике народной
мудрости, красоты и жизненной силы;
• сформированы умения музыкального сопровождения детьми простых
фольклорных мелодий;
• сформировано бережное отношение к культурным традициям своего
народа;
• развитие координации слов с движениями, фонематического слуха, темпа и
ритма;
• повышение уровня познавательного развития;
• развитие творческих способностей;
• развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общения.
Для родителей:
• обогащение знаний о значимости влияния русской культуры на развитие
речи их детей;
• повышение интереса к русскому народному творчеству;
• развитие партнерских отношений родителей и педагогов в совместной
организации выставок, праздников для детей.
4. Для воспитателей:
• Активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы
• Применение фольклорных произведений в работе с воспитанниками.
Гипотеза: Использование музыкального фольклора наряду с современными технологиями,
развивает музыкальные способности, обогащает речь дошкольника и повышает
уровень его познавательно- творческой деятельности. Через музыкальный фольклор возможно приобщение к духовному наследию своего народа, происходит наследие духовных, нравственных и других ценностей своего народа.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к
творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных
фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества. Русские
народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки,
скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются
богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития
детей. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный
ритм, напевность, что способствует развитию речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.
Продукт проекта :
• музыкальное развлечение «Фольклорград»;
• лэпбук по теме : «Музыка в жизни дошкольника»
• отчетное мероприятие для родителей «фототчет итогового занятия : «За околицей»
Тип проекта :
По продолжительности: среднесрочный (три месяца).
По доминирующей линии: познавательно-творческий.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта : дети старшей группы № 9, воспитатель группы № 9,
музыкальный руководитель, родители (законные представители).
Этапы реализации проекта Срдержание работы
I этап
Подготовительный
01.12-31.12.2020
• Выявление первоначальных знаний
детей о народном фольклоре;
• Обоснование актуальности темы,
мотивация ее выбора;
• Подбор методической литературы для реализации проекта
Подбор музыкальных фольклорных
произведений;
• Подбор иллюстративного материала,
художественной литературы,
репродукций картин;
• Подготовка атрибутов, костюмов,головных уборов
• Создание презентаций по теме;
• Информация для родителей о
предстоящей деятельности;
• Анализ развивающей среды
музыкального зала, групп ДОУ;
• Разработка конспектов
организованной образовательной
деятельности, праздников;
• Составление картотеки методической литературы
литературы, пособий, игр;
• Анкетирование родителей
воспитанников с целью выявления
заинтересованности в данной
деятельности;
• Обсуждение с родителями детей
вопросов, связанных с реализацией
проекта;
• Оформление в группе фольклорного
Уголка (с разнообразными фонотеками, картотеками народных подвижных игр);
• Оформление информационного уголка
для родителей: размещение
рекомендаций и консультаций по
данной теме. (приобщение детей к музыкальному фольклору)
Ожидаемые результаты по 1 этапу • Картотека музыкальных произведений,
методической и художественной
литературы, хороводных игр,
иллюстраций быта русского народа,
русских народных костюмов;
• Наличие атрибутики и фольклорных
костюмов;
• Подборка разработанных конспектов
организованной образовательной
деятельности, праздников;
• Презентации на тему «Фольклорные
праздники в жизни дошкольников»,
«Русские народные инструменты»;
• Наличие в группе постоянно
действующего фольклорного уголка;
• Наличие в группе информационного
уголка для родителей по данной теме;
• Заинтересованность родителей темой проекта
II этап
Основной
11.01.2021. – 15.02.2021
Проведение образовательной
деятельности по теме «За околицей»; «Путешествие в русскую деревню»
• Создание игрушки «Масляничная кукла»
(работа детей и родителей);
• Участие родителей в музыкальных
развлечениях для детей «Валенки-валенки»;
• Организация сюжетно - ролевых,
дидактических и подвижных игр,
индивидуальной и групповой работы;
• Подготовка отчета по проекту.
Ожидаемые результаты по 2 этапу
• Дети проявят активный интерес и
желание заниматься музыкальным
фольклором;
• У детей развивается координация слов
с движениями, фонематический темп и ритм;
• У детей будут сформированы навыки
актёрского мастерства,
коммуникативные способности;
• Воспитатели приобретут опыт в
Изготовлении и подборе реквизита,костюмов и опыт совместного сотрудничества с детьми и
родителями; педагоги так же получат
интересную технологию работы с детьми,
основанную на создании образно-
игровых ситуаций, требующих от
детей перевоплощения, работы
фантазии, воображения. Они сделают
вхождение в мир фольклора для
ребёнка желанным, интересным,
и значимым.
• Родители и дети принимают активное
участие в жизни группы, создании
народных игрушек, атрибутов к
танцам.
III этап
Презентационный
15.02-08.03.2021г.
• Проведение ООД «В гости к бабушке-забавушке»
Презентация видеофильма «Русский
народный оркестр»;
• Анкетирование родителей;
• Обобщение результатов работы по
проекту, на педагогическом совете.
Ожидаемые результаты 3 этапа Отчетное мероприятие «За
околицей!»;
• Выставки детских работ в группе
(лепка, аппликация, рисунки);
• Заинтересованность родителей к
совместному творчеству, всех
участников образовательного
процесса;
• Оценка родителей деятельности
музыкального руководителя,
воспитателей и детей;
• Обогащение развивающей предметно-
пространственной среды группы.
Материально-техническое обеспечение:
-Музыкальный зал для занятий с детьми и проведения праздников;
-музыкальные инструменты (бубен, трещотка, треугольники, ксилофон, балалайка и др)
-ноутбук
-наборы СД-дисков
-русские народные костюмы
Методическое обеспечение:
• дидактический и раздаточный материал;
пособия по народному творчеству;
интернет ресурсы
• комплект методической и теоретической литературы;
• разработанные сценарии игр и праздников;
• картотека игр;
• литература;
План работы с детьми
Название мероприятия Форма проведения Предварительная работа Материал Направление
Путешествие «за околицей» ООД Знакомство с
потешками;
колыбельными;
пение песен без
музыкального
сопровождения. Иллюстрации
; декорация
Домик;
игрушка-
Петушок;
деревянные
ложки,
платочки. Художественно
-эстетическое
развитие;
Познавательно-
речевое
развитие.
«Фольклорград» Муз. развлечение Знакомство с рус.
нар. песнями-
играми «Купим
мы бабушка тебе
курочку»,
«Месим тесто»,
«Как во нашем
дому», русская народная игра «Горелки»,» Калядки», «Скоморохи» Иллюстрации
; игрушки;
вышитый
рушник;сундук с угощениями, платочки,музыкальные инструменты Художественно
-эстетическое
развитие;
Физическое развитие
«В стране
русских
народных
инструментов ООД Знакомство с муз.
инструментами;
освоение
дыхательного
упражнения «дудочка», разучивание песни «наш оркестр» Детские муз.
инструменты;
фонограмма
записи
гармони;
соломенные трубочки Художественно
-эстетическое
развитие;
Познавательно-речевое развитие
«В гости к
бабушке-
Забавушке» ООД освоение
приемов игры на ложках, разучивание песни «русская изба» Русские
народные
костюмы;
предметы
домашней утвари Художественно
-эстетическое
развитие;
Познавательно-речевое развитие
«Кто в игры
играет,тому скучно не бывает
Досуг Необходимые атрибуты для игр Художественно
-эстетическое
развитие;
Познавательно-речевое развитие
«Хоровод
матрешек»
Аппликация с
Элементами рисования
Аппликация с элементами
ООД
Рассматривание матрешек
Матрешки;
трафареты
матрешек;
ножницы;цветная бумага фломастеры
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие
Чтение
русской
народной
сказки
«Крошечка-
Хаврошечка»
ООД
Чтение русских
народных сказок.
Книга; меч;
Картинка с
изображение
м коровы.
Речевое
развитие.
«Косматый
мишка» по
мотивам
богородской
игрушки. ООД
«Косматый
мишка» по
мотивам
богородской
игрушки. Богородские игрушки; пластилин, клеенки, стеки, художественно-эстетическое развитие
Список используемой литературы:
1. «Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного
образования» Центр педагогического образования. Москва 2014 г. ;
2. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Цветик-
семицветик» 2018 г. ;
3. Стратегическая программа «Социокультурные истоки»- И. А. Кузьмин, А. В.
Камкин;
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детскомсаду.
Пособие для воспитателей: Айрис-пресс, 2008 г. ;
5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений: Мозаика-синтез, 2008 г. ;
6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности
дошкольногоучреждения: АРКТИ, 2003 г. ;
7. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством
С. Петербург,1998г.
8. Боронина Е. Г. «Оберег» Программа комплексного изучения музыкального
фольклора в детском саду. - М. : - Владос,1999г.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988 г.
10. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006 г.
11. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания
дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005г.
12. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках.
Дошкольное воспитание №5.1993 г.
13. Князева О. Л. Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры.
14. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики,Новосибирск просвещение, 1987