Получи документы

Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навстречу будущей профессии!»

Светлана Сковородникова
Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навстречу будущей профессии!»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС «Навстречу будущей профессии!»

Образовательная организация

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Смольненский детский сад»

Наименование проекта

Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС «Навстречу будущей профессии!»

Разработчик и составитель проекта

Сковородникова Светлана Александровна - воспитатель МДОБУ «Смольненский детский сад»

Темочки:

Цель проекта

сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

Задачи проекта

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей поселка, воспитывать интерес к организациям нашего поселка;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Ожидаемые результаты реализации проекта

• Создание системы работы по ранней профориентации детей.

• Активизация творческого потенциала педагогов ДОУ в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

• Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности.

• Дети: имеют представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.

Пояснительная записка

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

По словам Министра образования и науки: “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: “Для родителей” или “Чтобы получат пятерки” и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Актуальность проекта

«Навстречу будущей профессии!» определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

• Научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;

• Потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно - обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;

• Необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

Для решения этой актуальной проблемы Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения разработан Региональный образовательный модуль «Старт в профессию», который регламентирует организацию профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ Республики Мордовия. Модуль разработан с учетом региональной специфики и рекомендован экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия к внедрению в общеобразовательных организациях республики. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Работа с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

• Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, де дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества;

• Дошкольный возраст является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.

Актуальными направлениями

такой работы являются:

• Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

• Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются: в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, элементарный бытовой труд) в процессе организованных педагогом форм работы: занятие, экскурсии, праздники, развлечения и др.

Объект:

ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Предмет:

условия сопровождения системы раннего профориентации детей дошкольного возраста.

Научная новизна

состоит в разработке системы ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Теоретическое значение

состоит в обосновании ранней профессиональной ориентации, определении условий, способов и средств формирования представлений о мире профессий у дошкольников, развития профессиональных устремлений ребенка.

Практическое значение

состоит в разработке методических и обучающих разработок по организации работы по профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста.

Достоверность и обоснованность результатов

работы обеспечивается анализом исследования представлений детей о профессиях с опорой на результаты наблюдений в повседневной педагогической практике; адекватностью выбора педагогических методов исследования, обработкой результатов.

Проект «Навстречу будущей профессии!» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель, экскурсии, встречи с представителями разных профессий, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников в условиях сельской местности.

В ходе реализации проекта планируется проведение мастер – классов, анкетирования и опросов:

• Изучение затруднений педагогов дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• Изучение затруднений родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;

• Изучение затруднений в профессиональном самоопределении дошкольников;

• Изучение эффективности реализации проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта для детей дошкольного возраста:

• Обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

• Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

• Создание системы работы по ранней профориентации детей.

• Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.

• Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

• Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002

2. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

3. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

4. Бурмистова Н. Н., Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

5. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

6. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014

7. Волкова Т. Р., Мишин А. В. Секреты поиска работы [Текст]: М. : Генезис, 2003. - 125 с.

8. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.

10. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред. : Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

11. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.

12. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.

13. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М. : Генезис, 2010. - 48 с.

14. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

15. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М., 2010

16. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

https://youtu.be/Usc53c3HYl8

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ОД «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

«Профессии ТВ-студии». Конспект комплексного занятия по ранней профориентации детей подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад № 8» город Ярославль Учитель – логопед: Новикова Надежда Александровна Конспект комплексного занятия по ранней профориентации.

Открытое занятие по развитию ранней профориентации детей 4–5 лет «Город мастеров» Возрастная группа: дети средней группы. Виды деятельности детей: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная. Интегрированная.

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» МКДОУ детский сад №1 г. Россоши Воспитатель: Зуйкина О. В. Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Проект ранней профориентации «Человек и его дело» Актуальность: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых.

Проект в рамках ранней профориентации по знакомству с профессиями служб специального назначения Тип проекта: информационно-творческий, познавательный Срок реализации: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель,.

Проект «Юный пешеход» по формированию у детей старшего дошкольного возраста ПДД Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Срок реализации: один год. Вид проекта: познавательно - игровой.

Проект по ранней профориентации дошкольников «Жил да был паровоз» Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 ОАО «РЖД» «Жил да был Паровоз» ПРОЕКТ проект по железнодорожной направленности,.

Фотоотчет о семинаре для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возрастаФотоотчет о семинаре для педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста В октябре 2017 года в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Борисоглебского городского округа центре развития ребенка –детском.

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями. Практический проект по профориентацииЗнакомство детей дошкольного возраста с профессиями. Практический проект по профориентации одготовка Знакомство с книжной культурой («Профессии», учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы на тему профессий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навстречу будущей профессии!»
Опубликовано: 10 января 2018 в 18:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Навстречу будущей профессии!»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сковородникова (УИ 309230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД