Каньшина Олеся Викторовна
Проект по финансовой грамотности «Школа юного финансиста» у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему «Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста
«Школа юного финансиста»
Автор:
Малова Олеся Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
п. Пятигорский 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта…2
2. Цель и задачи проекта…4
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Школа юного финансиста“ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
3. Этапы проекта….5
4. Ожидаемые результаты…6
5. Перспективный план работы…. …7
6. Заключение….19
7. Список литературы…. 19
8. Приложения…. 21
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования определил новую модель развития современного
образования. Данная модель должна быть направлена на создание для
ребенка условий, позволяющих ему интересно проводить время в детском
саду и развивать свою индивидуальность. Все мы понимаем, что система
образования не может оставаться прежней. Поэтому педагогам необходимо развивать свои педагогические навыки, искать новые подходы к детям и создавать пространство для успешного развития каждого ребенка.
Актуальность проекта основывается на том, что постепенные
изменения в обществе, формирование рыночных отношений, необходимость
формирования массового сознания и, учитывая рыночный опыт многих
развивающихся стран – все это делает необходимым совмещать образование
с экономикой. Бережливость, организованность, хозяйственность и другие
качества человека нужно воспитывать с детства. Поэтому процесс
экономического воспитания дошкольников должен быть адресным и
системным, во многом зависящим от психологической и педагогической
подготовленности детей.
В современном мире человек любого возраста должен обладать
высоким уровнем финансовой грамотности, чтобы добиться успеха в жизни.
Следовательно, работу по повышению этого уровня необходимо начинать в
дошкольных учреждениях. Это относительно новое направление в
дошкольном образовании. Многие исследования, проведённые в последние
годы, указывают на необходимость его внедрения с дошкольного возраста,
когда дети получают свой первый опыт участия в экономических
отношениях и знакомятся с миром экономической реальности.
Причин такой необходимости несколько:
• в дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры,
но и стимулы для получения образования на протяжении всей жизни;
• количество детей, которые могут самостоятельно принимать
финансовые решения (использование карманных денег, оплата сотовой
связи, интернет и т. д., быстро растет;
• это позволяет охватить максимальное количество дошкольников
независимо от их социального и материального положения и, таким
образом, заложить основу знаний и навыков для целого поколения.
Во многих странах повышать финансовую грамотность начинают в
дошкольном возрасте. Сингапур считается самой развитой страной в этой
сфере, там банковские карты выдаются детям с пятилетнего возраста.
Можно открыть счет на имя ребенка, посетив отделение банка лично или
онлайн. Эта услуга помогает создать экономическую компетентность и
финансовую независимость дошкольников в этой стране.
Дети очень рано вовлекаются в экономическую жизнь семьи (смотрят
рекламу, ходят с родителями в магазин). Однако нельзя полагаться на
спонтанное освоение экономики жизни, поскольку дети, познавая эту сферу,
сталкиваются с этическими понятиями, такими как бедность, богатство,
кредиты, долги и т. д. Эти понятия имеют большое моральное значение,
отражающее социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие,
взаимовыручка и многое другое.
К дошкольному возрасту основы финансовой грамотности можно
привить с помощью основных моральных представлений: о добре и зле, о
том, что красиво и некрасиво, что хорошо, а что плохо. Основная задача –
дать представление о бережном отношении к вещам, природным ресурсам,
затем деньгам. Для детей очень важен пример родителей. Они должны
объяснить ребенку, что для того, чтобы купить то, что он хочет, нужно
много работать и зарабатывать деньги. Детям необходимо учитывать
потребности своей семьи, учиться жить по средствам и знать, что расходы
должны быть меньше доходов.
К сожалению, повышению финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях в настоящее время уделяется недостаточное внимание, и
работа в этом направлении ограничивается использованием аналогов
банкнот и банковских карт в игровой деятельности.
По нашему мнению, чем раньше дети узнают о том, что значат деньги
в жизни людей, тем быстрее у них появятся полезные финансовые
привычки. Задача воспитателей детского сада – максимально доступно и
занимательно преподнести детям основные финансовые концепции.
Ведущей формой обучения в дошкольном возрасте является игра. Именно
через игру ребенок осваивает и познает мир.
Финансовая грамотность, как и любая другая, приобретается в течение
длительного периода времени по принципу «от простого к сложному» в
процессе многократного повторения и закрепления, направленного на
практическое применение знаний и навыков. Выработка полезных
финансовых привычек с дошкольного возраста помогает детям избежать
многих ошибок по мере их взросления и обретения финансовой
независимости, а также закладывает основу для финансовой безопасности и
благополучия на протяжении всей жизни.
Новизна этого проекта заключается в разработке методических
приемов воспитания финансовой грамотности у детей старшего
дошкольного возраста. До сих пор в педагогической
практике методы формирования финансовой грамотности использовались
эпизодически. В рамках данного проекта планируется реализовать
комплексный подход к решению этой задачи.
Цель проекта – расширить экономические горизонты дошкольников и
дать представление об экономических качествах, таких как трудолюбие,
бережливость и хозяйственность. Помочь понять, что лишь работая
можно достичь финансовой независимости. Более того, работа – это не
только средство достижения финансовых благ, но и творческий процесс,
направленный на созидание, приносящий радость и удовлетворение.
Задачи:
• формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• совершенствовать коммуникативные качества детей;
• содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых;
• развивать умения творчески подходить к решению ситуаций
финансовых отношений посредством игровой деятельности;
• формировать первичные экономические понятия;
• формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной
необходимости;
• воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного
поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с
разумными потребностями).
• расширять круг представлений о мире, человеческих отношений.
Срок реализации проекта : октябрь – май.
Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп,
воспитатели, родители.
Принципы реализации проекта :
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип последовательности и систематизации;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей ребенка.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы,
сбор материала необходимого для реализации проекта;
• проведение мониторинга для определения уровня сформированности
знаний и представлений об экономических понятиях и отношениях
(приложение №1);
• информирование родителей о планировании работы с детьми по
проекту;
• подбор художественной литературы по выбранной теме;
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического
наполнения проекта;
• обогащение предметно-развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме
совместной деятельности воспитателей с детьми. Изготовление пособий,
демонстрационного и раздаточного материала для занятий и атрибутов для
игр; чтение художественной литературы, подготовка презентаций,
проведение бесед, экскурсий, дидактических игр, сюжетно-ролевых
игр, игровых ситуаций, решение проблемных ситуаций, и т. д. Обязательно
привлечение родителей к участию в работе по повышению уровня
финансовой грамотности детей.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в
форме игровой деятельности: игра-квест «Что? Где? Почем?»
Ожидаемые результаты
• дети ценят и бережно относятся к окружающему предметному
миру; уважают труд и трудолюбивых людей;
• осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд –
продукт – деньги» и «качество продукта – стоимость продукта»;
• правильно определяют черты хозяйственного человека: бережливость,
расчётливость, трудолюбие, но в то же время великодушие, щедрость,
благородство, честность, сочувствие, милосердие; умеют вести себя
правильно в реальных жизненных ситуациях;
• могут контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
• родители получат дополнительные знания по экономическому
воспитанию детей и начинают помогать детям в освоении сферы личных
финансов;
• воспитатели получат педагогический опыт по формированию основ
финансовой грамотности дошкольников.
Перспективный план
работы с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Сентябрь
1. Беседа с детьми: «Какие у нас есть потребности?»
2. Рассуждения «Что необходимо человеку для интересной,
Цель: познакомить детей с понятиями : «потребности», «товары»,
«услуги»; учить определять, от чего зависят потребности;
расширить знания основ безопасности жизни, экологические знания;
развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, учить
детей сопоставлять свои желания со своими возможностями;
воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии
бюджета семьи.
3. Д/и «Мои первые сбережения».
Цель: учить детей ставить цель накопления, понимать реальность ее
осуществления, умение компоновать монеты так, чтобы получить
определённую сумму.
4. Игра «Банан-лимон».
Цель: продолжать учить планировать свои желания.
Материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Анкетирование родителей «Владеет ли мой ребенок финансовой
грамотностью».
Консультация по финансовой грамотности для педагогов
«Поговорим по-взрослому с детьми».
Октябрь
1. Чтение произведение А. Романова «Чудеса в кошельке».
Цель: продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя
выбор своего решения
2. Беседа с детьми «Потребности моей семьи»
3. Рассужденипе с детьми «Что я хочу, что нам необходимо?»
Цель: установить различие слов «хочу» и «необходимо».
Научить различать личные желания и потребности от того, в чем
нуждается конкретная семья, воспитывать умение принимать решение
сообща.
4. НОД «Бюджет моей семьи». (Приложение №10)
Цель: ознакомить детей с составляющими семейного дохода: зарплата,
пенсия, стипендия;
дать представление о том, что есть доход и расход денежных средств;
развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать
бережное отношение к бюджету семьи.
5. Продуктивная деятельность: изготовление чеков, ценников,
банковских карточек для с/р игры «Гипермаркет».
6. Д/и «Придумай название магазину или отделу магазина».
Цель: продолжать учить дошкольников по обобщенным группам предметов,
которые продаются в том или ином отделе магазина, придумывать
интересные названия магазинов.
Родительское собрание «Дети, деньги» (Приложение № 9)
Мастер-класс для педагогов детского сада
«Родительский авторитет средствами квизигры «Дети и деньги».
Ноябрь
1. Беседа «Зачем мы все трудимся?»
Цель: расширить знания о том, что благодаря труду у человека появляется
возможность удовлетворить свои потребности и увеличить доход.
2. Рассуждение «Путешествие в страну профессий!»
Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
3. Д/и «Кому что нужно для труда?»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях и
орудиях трудовой деятельности.
4. Чтение украинской народной сказки «Петушок и два мышонка»
Цель: учить уважать и ценить труд других, преодолевать свою лень, вызвать
радость от помощи другим.
5. Заочная экскурсия «Какие бывают деньги?»
Цель: дать знания о том, что деньги бывают металлические, бумажные
одного и того же номинала.
Презентация: «Бюджет семьи»
Семинар на тему: «Дидактические игры по финансовой грамотности для
дошкольников».
Декабрь
1. Решение проблемной ситуации: «Да мало ли, что я хочу».
Цель: приучать детей к бережному отношению к семейному бюджету.
2. Презентация «Ознакомление с разнообразными функциями
банкомата».
3. Д/и «Из настоящего-в будущее».
Цель: расширить знания о том, что все в этом мире имеет свою цену: в
детстве через игру, а у взрослых через оплачиваемый труд.
4. Д/и «Стоимость покупки».
Цель: формировать умение отбирать купюры и монеты для оплаты
выбранного товара.
5. С/р игра «Банк».
Цель: продолжать уметь отображать в игровой деятельности работу
банковских сотрудников.
Познавательный маршрут «Банкомат».
Цель: воспитывать умение рационально управлять деньгами с детства,
считать их и различать купюры по номиналу.
Практикум для педагогов: «Осваиваем финансовую грамотность»
(Приложение №8)
Январь
1. Дискуссия с детьми «Реклама-это хорошо, или это плохо».
Цель: дать детям представление о пользе рекламы.
2. Просмотр ролика «Барбоскины и реклама».
3. Игровая ситуация «Рекламная компания».
4. Продуктивная деятельность: изготовление своими руками игрушек
для продажи на ярмарке.
Цель: достойно презентовать свою игрушку для того, чтоб ее продать
дороже.
5. НОД «Орел и решка».
Цель: дать представление о разнообразии денежных знаков разных стран;
вызвать интерес при ознакомлении ребят с «монетами», «купюрами»,
«пластиковых карт» всего мира;
воспитывать аккуратное и бережное отношение к деньгам и знать их
ценность.
6. Игра «Купи-продай».
Цель: закрепить знания детей о торгово-покупательских отношениях;
развивать у них эстетические чувства и художественный
вкус; продолжать знакомить с понятием удачной рекламы для
успешной продажи товара.
Ярмарка поделок (совместно родителей и детей).
Цель: упражнять в умении назначить свою цену для изделия и выгодно
продать.
Брейн-ринг для педагогов «Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
Февраль
1. Д/и «Что быстрее продать?»
Цель: развивать умение видеть качество товара, его стоимость и спрос на
этот товар.
2. Игровой практикум «История денег».
Цель: познакомить с историей возникновения денег.
3. Д/и «Сложи товар в корзинку».
Цель: продолжать давать знания детям о товаре.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о товаре.
2. Упражнять в умении выбирать товары по необходимости.
3. Развивать и соотносить количество имеющихся «денег» со
стоимостью «товара».
Викторина с родителями «По дорогам экономики».
Презентация на тему «Финансы мышлением детей».
Март
1. Игра-соревнование «Разменный пункт».
Цель: упражнять в умении правильно раскладывать денежные купюры
Материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-3 человек
2. Д/и «Список покупок».
Цель: обобщить у детей понятие о том, что такое «список покупок»;
упражнять в умении следовать запланированному «списку покупок»;
закреплять умение приобретать товары на заданную сумму денег.
3. С/р игра «Кафе «Лакомка».
Цель: обогащать сюжет игры; упражнять выполнять игровые действия с замыслом игры; упражнять в умении отбирать атрибуты для этой игр;
воспитывать взаимопонимание во время игры.
Буклет «Как воспитать умение детей контролировать свои карманные расходы».
Познавательная игра: «Мини-банк».
Цель: продолжать расширять знания о принципах финансового планирования : «сначала надо заработать, а потом – потратить» .
Апрель
1. Игра «Правильный выбор».
Цель:формировать в правильном умении ориентироваться в таких понятиях
как «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»;
2. Д/и «Кто как трудится».
Цель: дать представление о сказочных героях, которые разными
способами приобретают богатство; прививать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым сказочным героям.
Материал: лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка,
3. Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашено».
Цель: дать представление детям о выгодном вложении денежных средств в
покупку через просмотр мультипликационного фильма; развивать у дошкольников логическое мышление и сообразительность.
4. Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Цель: продолжать учить решать проблемные финансовые ситуации, поясняя
выбор своего решения.
Консультация для родителей: «Нужны ли ребенку карманные деньги».
(Приложение №6)
Консультация для воспитателей
«Посредством экономического воспитания дошкольников»
Май
1. НОД Комплексное занятие по финансовой грамотности
«Приключение девочки Николетты».
Цель: закрепить знания у дошкольников по экономической грамотности.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «монета», «деньги», «пластиковая
карта», «банкнота»; наличные и безналичные деньги; закрепить
знания детей о внешнем виде современных денег.
2. Упражнять в умении находить отличительные и сходные признаки
между монетой и банкнотой. Закрепить у детей понятие «дешево»,
«дорого», «покупка».
3. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
4. Развивать желание достигать качественного результата.
5. Создавать у детей радостное настроение.
2. Д/и «Что сколько стоит».
Цель: закрепить знания с понятием «цена».
Задачи: расширить представление о том, что каждая вещь имеет свою
цену. Она зависит от качества товара, производителя, сезона продажи
3. Подвижная игра по финансовой грамотности для старших
дошкольников.
Цель: обобщить принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом
тратим»
Задачи:
1) упражнять детей в счете монет, денег и тратить деньги за товар;
2) развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками,
развивать социальный интеллект;
3) расширять представления о принципе «заработок – покупка
товара»;
4) воспитывать чувство коллективизма.
4. Д/и «Дорогой или дешёвый товар».
Цель: упражнять детей в умение сравнивать товары по стоимости, называть
те факторы, которые влияют на неё (трудозатратность, стоимость
сырья, новизна и т. д.).
Интерактивный практикум для родителей по формированию
финансовой грамотности у детей : «Копейка рубль бережет».
(Приложение №7)
Поход с родителями в торговый центр.
Мастер– класс: «Познание финансовой грамотности старших дошкольников
ДОО».
Игра-квест «Что? Где? Почем?».
Материал: интерактивная доска, презентация «Профессии», детские деньги, 2 кошелька, листы бумаги А-4, цветные карандаши, пластилин,
конструктор «Лего», бросовый материал, клей, макеты «Банк»,
«Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.
Цель: для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать
как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы
игрового сюжета.
Игра состоит из 5 этапов:
1. «Финансовый бурелом» (Заработай умом)
2. «Профессии» (Выбирай и обучайся).
3. «Банк» (Выгодно вложи)
4. «Счастливый случай» (выигрыш в лоторею)
5. «Бюджет» (Потрать с умом)
Заключение.
Проведенные статистические исследования показывают, что заниматься
повышением финансовой грамотности населения необходимо на
государственном уровне.
Мы знаем, что в России процент информированности населения о правах
потребителей финансовых услуг и способах их защиты в случае нарушений
таких прав очень низкий. Наши дети должны знать, как правильно
использовать заработанные ими во взрослой самостоятельной жизни
средства.
Список литературы.
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных
представлений дошкольников в процессе экономического воспитания //
Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших
дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский
сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки //
Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов
учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н.
Табих. – Минск: Высш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые
игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,
2008г. – 169 с.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ
«ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем
в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001.
– 176с.
8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с
помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического
образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в
творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
11. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] :
примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под
ред. Е. А. Курака. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - С. 58.
12. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое
воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1995.– №8.– С. 17–24.
13. Шатова, А. Д. Дошкольник… и экономика / А. Д. Шатова // Обруч.
– 1999.– №1.
14. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д.
Шатова. – М., 2005. – 254 с.