наталья соколова
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Природа родного города Бор»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему : «Природа родного города Бор»
Выполнила: Соколова Н. В.
2016 г.
Тип проекта : краткосрочный тематический.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Образовательные области: познание, художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Проблема: Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов.
Данный проект реализуется как вариативная часть Основной образовательной программы Дошкольной образовательной организации. Основные модели организации образовательного процесса: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.
Реализация работы основана на событийной подходе. Содержание и формы работы выбираются в соответствии с реальными событиями, происходящими в окружающем мире и вызывающие интерес детей: природные явления (природные изменения в природе, общественные явления и т. д.
Актуальность.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для духовно-нравственного, эстетического, патриотического, воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель. Формирование у детей духовно-нравственных основ личности в процессе педагогически организованного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Задачи.
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к родному краю;
- познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты;
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- учить работать в команде.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
II этап – основной (практический) .
- Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников.
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Проведение итогового мероприятия.
- Организация фото- выставок, рисунков детей.
Формы и методы работы:
- занятия;
- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация,
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- наблюдения на прогулке;
- организация труда на участке, на огороде;
- игры;
- разные формы бесед
- чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
Направление работы:
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных качеств у детей;
- обобщение представлений о природе;
- пробуждение воображения и фантазии;
- пробуждение интереса к природе.
Прогнозируемый результат:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по духовно-нравственному воспитанию;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь друг другу,
- освоение знаний о природе родного края;
- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Планирование проекта
-проведение занятий
-подбор и чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
-беседы о природе родного города.
-сбор природного материала
-проведение экскурсий
-изготовление поделок
-создание папки и альбома
Ход реализации проекта:
п/п
Содержание деятельности
Сроки выполнения
Участники
1
Проведение экскурсии к озеру и к реке.
5, 12 сентября
Воспитатели, дети
2
Подобрать и оформить папку по теме «Природа осенью».
6 сентября
Воспитатели
3
.Комплексное занятие «Природа родного города»
6 сентября
Воспитатели, дети
4
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей через природу»
7 сентября
Воспитатели, родители
5
Викторина «Родной свой край люби и знай».
8 сентября
Воспитатели
6
«Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей духовно-нравственные убеждения
9 сентября
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель
7
Трудовая деятельность: уборка участка, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, для оформления гербария и поделок.
Ежедневно
Воспитатели, дети
8
Путешествие в осенний лес.
13 сентября
Воспитатели, дети
9
Подбор и чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
14 сентября
Воспитатели, дети
10
Беседа «Унылая пора! Очей очарованья» - закреплять представление детей об изменениях в природе.
15 сентября
Воспитатели, дети
11
Изготовление поделок из природного материала.
до 15 сентября
Родители, дети
12
Осенний праздник.
16 сентября
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать духовно-нравственное начало - умение сопереживать, заботиться, помогать.
3. Сформировать первоначальные навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
4. Расширять перспективы развития познавательной деятельности детей.
5. Повысить ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
6. Научить детей грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение.
7. Научить детей проявлять интерес к объектам и явлениям природы, узнавать особенности природы родного края.
8. Гуманно относиться ко всем объектам природы и соблюдать правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
Методическое обеспечение проекта :
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Авторы: Данилюк, А. Я, Кондаков, А. М. Тишков В. А.
2. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
4. Творчество в детском саду И. А. Лыковой
5. Развитие речи в старшей группе детского сада В. В. Гербовой.
6. Наблюдение и труд в природе А. Ф. Мазуриной.
7. Четыре времени года С. А. Веретенниковой, А. А. Клыкова.