Слинко Марина Александровна
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность, навыки культурного общения со сверстниками, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Воспитательные :
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Жизнь дана на добрые дела“» размещена в разделах
- формировать представление о том, что доброта есть проявление души;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать познавательную активность;
- обеспечить введение нового слова «милосердие» в речевой обиход детей
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей
Актуальность выбора НОД обусловлена необходимостью формирования и развития нравственных качеств и дружеских взаимоотношений между детьми. В настоящее время наша страна переживает непростой период. И дело здесь не в смене политической системы, и развале экономики. Нас подстерегает другая опасность – и заключается она в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными и из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, взаимопомощь, дружба.
Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы:
Наглядные: демонстрация слайдов
Словесные: беседа, творческие задания, чтение и обсуждение стихотворений, пословиц и поговорок о добре
Формы: игровая, вариативно-информационная (презентация-иллюстрация)
Словарная работа: активизировать словарь «милосердие»
Предварительная работа: беседы на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, составление детьми рассказов из личного опыта, прослушивание песен и стихов о добре и дружбе, разучивание пословиц, чтение художественной литературы.
Подготовительная работа:
- презентация;
- подготовка иллюстративного материала;
- подбор художественной литературы;
- практические ситуации
СЛАЙД 1 (картинка с солнышком)
Ход НОД:
Под музыку «Дорогою добра» воспитатель организует детей в круг:
Воспитатель : Доброе утро, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение.
(упражнение на дыхание)
Воспитатель : Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. а поможет нам это сделать сердечко. (игра «Сердечко») Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.
(Звучит спокойная музыка).
Воспитатель : Почувствуйте, как по вашим рукам – из ладошки в ладошку – переходит доброта. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Поговорим сегодня с вами о доброте, о добрых людях и о хороших поступках. Дети, скажите, а что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? Какими качествами должен обладать добрый человек?
Дети: ответы детей (щедрость, храбрость, отзывчивость, внимательность, трудолюбие)
Воспитатель : Хорошо, вы молодцы. «Тот, кто делает добро другим,сам получает радость». Давайте мы с вами сейчас это проверим. Становитесь в кружок.
ИГРА: «Добрый я» (содействует развитию понимания детьми самих себя) .
Воспитатель : У меня есть волшебный клубок. Каждый из вас будет наматывать себе ниточку на катушку и рассказывать какие добрые дела вы сделали, а потом передавать клубок своему соседу.
(Дети выполняют упражнение по кругу.)
Воспитатель : Ребята, видите, какой у нас получился большой клубок доброты.
Давайте вспомним произведения, в которых герои совершали хорошие добрые поступки :
Мультипрезентация: «Хорошие и плохие поступки «
СЛАЙД 2
Сказка В. Катаева «Цветик - Семицветик» (Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю)
СЛАЙД 3
Рассказ В. Осеевой «Просто старушка» (Мальчик помог незнакомой старушке, которая упала на льду, подняться)
СЛАЙД 4
Сказка В. Сутеева «Мешок яблок» (Заяц был очень добрым и угощал всех яблоками)
СЛАЙД 5
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (молодой человек вынес из огня девочку)
СЛАЙД 6
Рассказ Л. Н. Толстого «Котёнок» (Мальчик закрыл собой котёнка и спас его от собак)
Дети: ответы детей
Воспитатель : Как вы считаете нуждается ли природа в человеческой доброте?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Мы с вами учили поговорки о добре. Давайте их вспомним (ответы детей)
- Жизнь дана на добрые дела
- Не одежда красит человека, а добрые дела
- Доброе слово лечит, а злое - калечит
- Мир не без добрых людей
- Добрый человек добру учит
- Добро не горит и не тонет
- Про доброе дело и говори смело
Воспитатель : Давайте расскажем и покажем, как мы помогаем маме.
Дети выполняют музыкальное логоритмическое упражнение (Железновы «Мамочка мы тебе поможем»)
Воспитатель : А как вы понимаете слово «милосердие»? Что оно подразумевает?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Милосердие – это милость сердца. Милость, идущая от сердца всегда бескорыстна. Милосердие – это готовность делать добро. Это сочувствие, сострадание. Доброта и милосердие способны творить чудеса. Я предлагаю вам поиграть в игру ИГРА: «Обиженный котенок» (способствует формированию у детей умения любить окружающих, делать для них добрые дела).
Один из детей играет роль обиженного котенка, которого обидели люди. Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
Воспитатель : Видите, какие вы молодцы. Вы помогли котенку (ребенку). Помочь кому-то, кто в беде – самое главное доброе дело.
Давайте с вами тоже будем милосердными и добрыми. Ведь только доброта может спасти мир от жестокости, злости и грубости. Я предлагаю послушать стихотворение о добре. (читает ребенок)
Доброта.
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она. как солнце, светит
С небесной высоты.
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой.
Мы все живем с надеждой
На встречу с добротой!
Воспитатель : А сейчас, я приглашаю вас за столы.
На столах лежат белые листы, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. (на выбор).
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый пальчик – доброе дело, которое ребенок сделал для другого человека. Дети называют, какое и для кого они сделали доброе дело, а потом выбирают цвета, соответствующие их добрым делам, и раскрашивают ладошки.
УПРАЖНЕНИЕ: «Ладошка доброты» (здоровьесберегающая технология – элементы арт-терапии). Дети рисуют под музыку. (Звучит песня о доброте.)
Воспитатель : Видите, какие красивые у вас получились ладошки. Вы все молодцы, сделали много добрых дел. А что вам нравится больше: когда для вас делают доброе дело или, когда вы сами его делаете? Ответы детей.
Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. посмотрите, даже в группе стало теплее и светлее Я хочу, чтобы вы всегда заботились и помогали друг другу, не давали друг друга в обиду и были внимательными друг к другу.
СЛАЙД 7.
«Игра с ладошками».