Елена Михайлова
Проект «Мой любимый город» по духовно-нравственному воспитанию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
долгосрочный. Срок реализации 1 год.
Аннотация
Проект разработан воспитателем муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 города Белогорск» Михайловой Еленой Геннадьевной и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования. В совместной деятельности участвовали дети 5- 6 лет, родители воспитанников, воспитатели, сотрудники городского краеведческого музея, библиотеки, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Мой любимый город“ по духовно-нравственному воспитанию для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой родине».
Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родном городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….
Подготовка и реализация проекта…. …. 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
Список используемой литературы…. 7
Приложение… 8
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Задача взрослых наполнить детские сердца негаснущим светом народной культуры, знаниями традиций и истории своего города.
Наш любимый городок – маленькая частичка Приамурья – красивого и богатого уголка России.
Белогорск – Белый город – наша малая Родина. Навсегда, на всю жизнь, нам дорого то место, где мы родились, провели детство.
Для многих из нас, живущих и работающих в Белогорске – этот город является родным. А все ли знают его прошлое – как первые поселенцы, обживая эту землю, навеки пустили здесь свои корни? Как из маленького села Александровского вырос современный, красивый город? Что следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «Родной город»?
Все эти вопросы подтолкнули меня к разработке и реализации проекта «Мой любимый город».
Цель:
Создать условия по формированию основ гражданственности ребёнка дошкольника путём приобщения к истории и культуре малой Родины.
Задачи:
1. Создать предметно – развивающую среду в группе (схема г. Белогорск, сюжет «Мой город».)
2. Познакомить детей с историей города и его современной жизнью.
3. Расширить знания детей о достопримечательностях и памятниках города.
4. Дать знания детям о символике Амурской области, города Белогорска.
5. Сформировать умения, ориентироваться в городе, пользоваться картой, читать условные обозначения.
6. Воспитывать позитивное отношение дошкольников к благоустройству города.
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : 2014- 2015 гг.
Участники проекта : дети (5-6 лет) старшей группы, родители, воспитатели, сотрудники городского краеведческого музея, библиотеки, музыкальный руководитель.
Для реализации проекта «Мой любимый город», необходимо:
• повышение профессионального уровня педагогов;
• привлечение сотрудников городского краеведческого музея и библиотеки для проведения совместных мероприятий.
В рамках проекта предусмотрены следующие мероприятия:
• экскурсии по улицам города, в детскую городскую библиотеку, краеведческий музей, Поклонный Крест и Часовня памяти;
• совместные праздники и развлечения для детей и родителей с музыкальным руководителем;
• Мини-музей «Город мой - Белогорск»
• Альбом «Достопримечательности города Белогорск»
• Выставка рисунков детей «В городе нашем»
• Фотовыставка «Мы в городе».
• Итоговое занятие «Мой любимый город». (Приложение№1)
Предполагаемый результат
• Обогащенные и систематизированные знания детей о городе.
• Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Благовещенска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Подготовка и реализация проекта
Мероприятия Сроки
Подбор информации в интернете и специальной литературе: о патриотическом воспитании; о городе Белогорске.
Составление паспорта по тематике патриотического воспитания в группе. июнь
Разработка модели анкеты, диагностики, опросника для родителей по теме проекта.
Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.
Выбор расположения схемы г. Белогорск в группе, сюжета «Мой город». Сбор экспонатов для сюжета «Мой город». июль
Разработка совместных мероприятий ДОУ с городским краеведческим музеем, библиотекой. Создание и оформление схемы г. Белогорск в группе, сюжета «Мой город». август
Проведение анкетирования среди детей по выявлению знаний о Белогорске на начало работы над проектом сентябрь
Проведение ООД цикла «Моя малая родина». Проведение совместных мероприятий с городским краеведческим музеем, библиотекой. Проведение праздников, досугов, развлечений.
Экскурсии по историческим местам города. Проведение совместных мероприятий с родителями. Подготовка и проведение экспериментальной работы с детьми «Я – и мой город». Подготовка и оформление выставки детского творчества «Праздники моего города». Подготовка и оформление фотоальбома «Прошлое и настоящее». в течении года
Выявления знаний детей о Белогорске на конец работы над проектом. Выступление на итоговом педсовете по результатам реализации проекта «Мой любимый город». май
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации проекта дети старшей группы приобрели углубленные знания о городе Белогорске. Узнали о том, что Белогорск – один из старейших населённых пунктов Амурской области, как вырос и преобразился наш город, о памятниках и символики Амурской области и города Белогорска.
Проект захватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную. В результате дети узнают и называют памятные места, какие есть здания, скверы, название улиц нашего города. Хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знают и стремятся выполнять правила поведения в городе. Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет.
Родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Принимали участие в экскурсиях по улицам города. Помогали готовить досуги, развлечения для детей… готовили костюмы.
Проект затронул сердца юных амурчан, они с любовью относятся к своему родному краю. Я думаю, они вырастут настоящими патриотами своей Родины.
Список используемой литературы
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. - 2005. №1;
2. Ветохина А. Я., Дмитренко С. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста. – 2007.;
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.;
4. Мое отечество-Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И. В. и др. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.;
5. С чего начинается Родина? / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. -М. :ТЦ сфера, 2003.;
6. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ. -2005, №1.
Приложение№1
Итоговое интегрированное занятие с детьми старшей группы
Мой любимый город
Цель: Расширять представления о родном городе, полученные во время экскурсий и прогулок.
Задачи:
• Закрепить знания детей о названии города, реки, области, улиц, площадей.
• Учить внятно и понятно рассказывать о своих впечатлениях.
• Продолжать учить составлять короткий, интересный и законченный рассказ из опыта.
• Учить изображать картину города в любое время года.
• Закреплять умение передавать сюжет в рисунке.
• Развивать чувство композиции.
• Воспитывать любовь и уважение к городу.
Активизация словаря: обелиск, демонстрации, пьедестал, памятник.
Ход:
Дети стоят возле карты России.
Воспитатель : Мы с вами живём в большой стране. В ней много городов, посёлков и маленьких селений. Наш город – это частица нашей необъятной Родины.
Дети переходят на стульчики, которые стоят полукругом.
Воспитатель : У каждого человека есть родной город, в котором он вырос и живёт. Как называется наш город?
Дети: Мы живём в городе Белогорске.
Воспитатель : Верно. Нашему городу 154 года.
Он годами хотя и не молод,
Но душою он молод, наш город.
Работящий, надёжный, весёлый,
Добрый город, родной Белогорск.
Воспитатель : Кто может сказать, почему наш город так называется?
Дети: Потому что на противоположном берегу реки есть песчаная белая гора.
Воспитатель : Кто подскажет, как называется гора, на которой стоит Белогорск?
Дети: Томь.
Воспитатель : В нашем городе много улиц. Назовите улицы, которые вы знаете.
Дети перечисляют.
Воспитатель : Какая улица самая главная?
Дети: Улица Кирова.
Воспитатель : Как выглядит эта улица, опишите её.
Дети: Она самая широкая, на ней большое автомобильное движение. Вдоль неё стоит множество пятиэтажных домов, магазинов, деревьев и кустов сирени.
Воспитатель : Наш город очень добрый. А что это значит?
Дети: Значит, что в городе дети не плачут.
Значит мирное небо над нами.
И шумит на аллеях листва.
Воспитатель : Что вам нравится в нашем городе?
Дети: Площадь.
Воспитатель : Как она называется?
Дети: Площадь Победы.
Воспитатель : Чем она вам нравится?
Дети: Вовремя праздников на площади проходят парады, выступают артисты, происходит праздничный салют.
Воспитатель : А какие здания стоят на площади?
Дети: Здание администрации города, кинотеатр, здание соцзащиты населения, большой магазин «Москва».
Воспитатель : А какие памятники есть недалеко от площади?
Дети: Памятник 312 борцам, часовня Памяти, Поклонный крест.
Воспитатель : Возведён Поклонный Крест, установлена и освещена Часовня Памяти погибшим белогорцам в годы Великой Отечественной войны, есть Аллея Памяти, на которой и по сей день зажигают новые звёзды и памятник 312 погибшим борцам за установление Советской власти в городе Белогорске.
Ребё нок читает стихотворение:
Век пролетел, уж второй отступает,
Томь обмелела, и город страдает.
Его и японцы неволей пытали,
И белые банды хребет здесь сломали.
Но выстоял город и впредь стоять будет,
И 312 борцов не забудет.
Он обновится иконой старинною,
В стихах воссияет, вспоётся былиною.
Памятник 312 борцам очень высокий, стоит на пьедестале. Рядом растут высокие тополя, на могиле всегда лежат живые цветы.
Воспитатель : А где работают ваши родители?
Дети перечисляют.
Воспитатель : Своим трудом ваши мамы и папы, бабушки и дедушки стараются сделать наш город ещё лучше, ещё краше. А что вы можете рассказать о городском парке?
Дети: В нём много зелени, есть стадион, карусели и аттракционы, колесо обозрения. Оттуда, с самого верха колеса обозрения, виден весь город – река Томь, крошечные домики и люди.
Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Самолёт».
Дети строят из стульчиков самолёт, садятся, представляют, что они могут увидеть с высоты, поют песню «Самолёт», сл. С. Баруздина, муз. М. Магиденко.
1. Я хочу на самолёте полететь.
И на город свой в полёте посмотреть.
2. Полечу я выше тучи над землёй.
Он наверное большущий. Город мой.
3. Это очень интересно будет мне.
Вместе с нами льётся песня в тишине.
Воспитатель : Что вы видите внизу?
Дети перечисляют.
Воспитатель : А теперь мы идём на посадку и нарисуем всё, что увидели.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель :
Над кварталами зори алые,
Город свеж от весенних гроз,
Что – то чистое, сердцу близкое
В твоём имени – Белогорск!
Воспитатель : Давайте обсудим – какие дома в городе (форма, цвет, величина, как они расположены (вытянуты вверх или по горизонтали, одни стоят впереди и загораживают другие?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель : С чего мы начнём рисовать картину?
Дети: Нарисуем дома и деревья, а затем улицу, пешеходов, автомобили.
Воспитатель : А вы знаете правила рисования?
Дети: 1. Кисть держим между тремя пальцами.
2. Когда рисуем линии, кисть нужно вести по ворсу.
3. При рисовании широких линий – краску набирать на весь ворс кисти.
4. Когда рисуем тонкую линию – краску набираем на кончик кисти, палочку от кисти держим концом вверх.
5. При закрашивании линии нужно накладывать рядом, вести в одном направлении, начиная сверху или слева.
Воспитатель : Теперь я вижу, что вы готовы к рисованию. Приступаем.
Дети рисуют, звучит спокойная музыка, воспитатель помогает затрудняющимся детям.
Физминутка:
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть (тихо сесть)
Воспитатель при помощи детей оформляет выставку рисунков для родителей под названием «Мой любимый город».
Дети читают стихотворения:
1. Люблю тебя, мой милый город,
Люблю и летом и зимой.
И вдень осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной!
2. Зимой и летом, день и ночь
Упорный труд идёт.
Всегда в Белогорске в почёте был
Мастеровой народ!
3. И ты, как вырастешь большой
Всегда с трудом дружи.
И Белогорску всей душой
Будь предан и служи!
Воспитатель : Сегодня на занятии мы много говорили о своём любимом городе. И я надеюсь, судя по вашим рисункам, что ваша любовь к родному Белогорску не угаснет никогда! На этом наше занятие закончено всем спасибо.