Ольга Котельникова
Проект по духовно — нравственному воспитанию «Образ Солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по духовно - нравственному воспитанию
«Образ Солнца»
Срок реализации проекта – 1 месяц.
Тип проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и социальное развитие участников образовательного процесса.
Вид проекта - межгрупповой.
Гипотеза проекта.
Публикация «Проект по духовно — нравственному воспитанию „Образ Солнца“» размещена в разделах
- Проекты
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Использование новых форм подготовки и проведения активных занятий по программе «Социокультурные истоки» (организация совместных занятий детей разного возраста) будет содействовать повышению их эффективности и формированию у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно – нравственных категорий.
Цель проекта.
Разработать и апробировать новую модель организации совместной и непосредственной образовательной деятельности с детьми для повышения эффективности и результативности активных занятий по программе «Социокультурные истоки» и формирования у дошкольников устойчивого интереса к восприятию социокультурных и духовно-нравственных категорий - через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп при подготовке и проведении совместных занятий.
Задачи по реализации проекта :
1. Первоначальное знакомство детей младшей группы с социокультурной категорией «Образ солнца», дальнейшее освоение данной категории детьми подготовительной группы.
2. Развитие общения и взаимодействия детей со сверстниками и со старшими детьми, формирование готовности детей к совместной деятельности.
3. Развитие эмоциональной сферы ребенка: отзывчивости, сопереживания, уважения, доброжелательного отношения к окружающим, чувства взаимопомощи и заботы, умение договариваться, слушать друг друга, приходить к согласию.
4. Расширить представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир.
5. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
6. Познакомить детей с образами- символами чувашских узоров, изображающих солнце.
7. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества детей в двигательной деятельности. Формирование интереса к чувашским народным играм.
Актуальность проекта.
«…Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу. прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находится».
(В. В. Зеньковский)
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Стандарт дошкольного образования в направлении «познавательное развитие» предполагает «развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения».
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Одной из главных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является сохранение человеческого в наших детях, заложение нравственных основ, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств.
Как решить эту задачу?
Самый доступный для понимания детьми трех-четырех лет образ- это образ Солнца. Солнышко дарит свет, тепло, радость. Благодаря матери и солнцу маленький ребенок воспринимает мир добрым и светлым. А добрый мир-это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.
Как сохранить у ребенка это солнечное и доброе восприятие мира на всю жизнь? Как соединить воедино образ и действительность? Как вырастить и воспитать счастливого, здорового физически и нравственно человека?
Мы считаем, что на данном этапе именно через образ Солнца мы сможем раскрыть нашим малышам значение таких социокультурных и нравственных категорий и понятий как доброта, забота, радость, любовь и доверие.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
Как показывает практика, при восприятии и освоении социокультурных категорий и понятий дети младших групп испытывают затруднение. Это связано с тем, что они впервые сталкиваются с активными формами обучения, такими как ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе, которые проводятся по определенным правилам. В связи с этим возникла необходимость в использовании новых и необычных форм и приемов при подготовке и проведении этих занятий. Выход мы нашли в использовании опыта участия старших сверстников в активных формах совместной деятельности на занятиях по программе «Социокультурные истоки».
Мы считаем, что апробируемая нами новая форма организации активных занятий по программе «Социокультурные истоки» способствует повышению их эффективности и результативности, а также лучшему восприятию и освоению дошкольниками социокультурных и духовно-нравственных категорий.
Ожидаемые результаты реализации проекта
для детей:
• Через тесное сотрудничество и активное взаимодействие педагогов и воспитанников разных возрастных групп у детей повысится интерес к восприятию и дальнейшему освоению социокультурной категории Образ (Образ Солнца, духовно-нравственных категорий Доброта, Забота, Отзывчивость, Согласие.
• Развитие социальных компетенций ребенка в коллективе, в общении друг с другом и со старшими детьми получит новый импульс.
• Активный словарь детей пополнится словами из произведений устного народного творчества про солнце.
• Расширится представление детей о природном объекте – Солнце, его влиянии на окружающий мир, развивается наблюдательность, интерес к экспериментированию.
• Дети научатся изображать солнце, используя нетрадиционные техники рисования, а так же образы-символы чувашских узоров.
• Повысится интерес к подвижным играм народов, проживающих на территории Чувашской Республики (на примере игр о солнце).
для педагогов:
• Совершенствование компетентности педагогов, авторов данного проекта, в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
• Объединение усилий педагогов по реализации программы «Социокультурные истоки».
• для родителей:
• Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей.
• Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного воспитания детей.
•
Участники проекта :
воспитатели младшей группы Егорова Л. Н. и Кудрявцева Т. В. ,
воспитатель подготовительной группы Котельникова О. И. ,
дети младшей и подготовительной групп,
родители.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта :
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
Подбор литературы по теме; произведений устного народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
Подготовка материала для познавательной (опытно-экспериментальной, продуктивной деятельности;
Подборка дидактических, подвижных, хороводных игр, игр – развлечений;
Использование мультимедийного комплекса и презентаций к непосредственно – образовательной и совместной деятельности с детьми.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Постановка цели, определение задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса по теме проекта, подбор литературы и материала.
2. Беседы с детьми с целью выявления у детей (диагностика) знаний о солнце как об объекте неживой природы и о солнце как Образе света.
3. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, пословиц и поговорок о солнце, иллюстраций, картин, видеоматериала по теме.
4. Подготовка атрибутов для игр, опытов и совместной деятельности;
5. Анкетирование родителей. Информирование родителей о предстоящем проекте. Обсуждение вариантов их участия в реализации проекта.
II. Основной этап.
Игровая деятельность.
1. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Разложи правильно», «Подбери картинки», «Собери картинку». «Солнце, воздух и вода», Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «А уж ясно солнышко».
2. Двигательная
1. Подвижные игры: «Солнечный зайчик»; «Солнышко и дождик»;
Чувашская подвижная игра: «Луна или солнце»
2. Малоподвижная игра «Построй солнышко»;
3. Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Солнышко Лучистое»;
4. Физкультминутка «Я на солнышке лежу».
3. Коммуникативная.
Беседы:
• «Почему в солнечную погоду нужно носить панаму?»;
• «О пользе солнца для здоровья человека»;
• «Что было бы, если бы не было солнца?»
• «Мы всегда играем дружно»
• Знакомство детей с пословицами и поговорками о солнце.
• Отгадывание загадок о солнце.
• Словесное творчество старших детей: сочинение загадок, коротких рассказов, сказочных историй про солнце.
4. Чтение художественной литературы.
«Заря-заряница…», «Радуга-дуга», «У солнышка в гостях» пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; А. Бродский «Солнечный зайчик»; К. Чуковский «Краденое солнце»; К. Д. Ушинский «Ветер и солнце».
Чтение и заучивание потешек про солнышко.
1. Познавательно – исследовательская.
1. Наблюдение за изменениями положения солнца в течение дня.
2. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).
3. Экспериментирование: опыт «Температура предметов на солнце и в тени».
4. Игры-эксперименты в центре песка и воды: «Отражение солнца в воде»
5. Игры с солнечным зайчиком.
5. Продуктивная.
1. Рисование: «Солнышко»;
2. Рисование на снегу «Солнышко лучистое».
3. Лепка: «Лучики для солнышка».
6. Музыкально – художественная.
«Закличка солнца», сл. народные, обр. И. Лазарева и М. Лазарева. Слушание и разучивание песен «Выглянуло солнышко» муз. Ю. Чичкова сл. Л. Кондрашенко;р. н. песня «Солнышко», хороводные игры «Солнышкино платьице», сл. И муз. Е. Гомоновой; «Греет солнышко теплее», сл. О. Высоцкой,муз. Т. Вилькорейской.
7. Театрализованная деятельность.
Игры-имитации по содержанию потешек, закличек.
Образное перевоплощение по передаче образа солнца.
Игра-драматизации по мотивам художественных произведений о солнце (К. Чуковский «Краденое солнце», Г. Лагздынь «Солнышко», К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» и др.)
8. НОД
1. Аппликация с элементами рисования «Ходит в небе солнышко».
2. Рисование «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»
3. Рисование «А у солнышка лучи ясные». Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.
4. Аппликация «Сияющее солнце или мерцающая звезда». Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце, в технике аппликации.
5. Проблемная ситуация «Что было бы, если бы не было солнца?»
9. Совместные мероприятия
1. Просмотры:
мультфильмы - «Краденое солнце», «Мамино солнышко», «Петушок и солнышко»;
познавательные фильмы - «Где спит солнышко», «Детям о Солнце».
2. Показ театрализованных представлений по мотивам знакомых сказок детьми подготовительной группы для детей младшей группы: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Гуси-лебеди».
3. Совместные прогулки по территории детского сада.
4. Организация подвижных игр, игр-забав на прогулке.
5. Празднование именин в группе.
6. Помощь малышам в режимных моментах (одевание на прогулку, расчистка дорожек на участке, совместные игры).
10. Работа с родителями
1. Заседание творческой группы родителей «Разработка и реализация проекта «Образ Солнца».
2. Активное занятие с родителями на тему: «Образ Солнца».
3. Консультация «Варианты участия в проекте».
4. Консультация «О взаимоотношениях детей разного возраста в семье и в детском саду».
Заключительный этап.
Итоговые мероприятия проекта :
1. Подведение итогов проекта.
2. Презентация «Праздник Солнца».
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.