Елена Батарова
Проект по декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта :
Елена Сергеевна Асанова
Содержание
1. Аннотация проекта
2. Введение
3. Актуальность и социально-экономическая значимость
4. Анализ ситуации
5. Постановка проблемы
6. Цели и задачи проекта
7. Участники проекта
8. Сроки реализации проекта
9. Этапы реализации проекта
10. Управление и обеспечение проекта
11. Оценка результатов проекта
12. Критерии и показатели эффективности проекта
Публикация «Проект по декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
13. Описание достигнутых (предполагаемых)образовательных результатов
14. Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
15. Приложение
16. Список используемой литературы
«Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
Фарфоровые чашечки, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье-Гжель»
И. Кадухина
Аннотация проекта.
Данный проект разработан для детей подготовительной группы (6-7 лет) МБДОУ «Детский сад № 13» г. Сасово Рязанской области. Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи, воспитание интереса к народной культуре. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории. Проект предполагает привлечение родителей к патриотическому и эстетическому воспитанию детей.
Введение
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе: “С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”. Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Актуальность и социально-экономическая значимость
Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс.
С введением ФГОС в ДОУ важной проблемой является не столько получение детьми определенного объема знаний от взрослого, сколько развитие у дошкольника желание познавать, открывать для себя новое, исследовать мир - самостоятельно. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью данного проекта является развитие творческой личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения, формирование патриотизма, любви и гордости за отчизну, родной народ.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.
Формирование целостных представлений о национальной культуре обеспечивается на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Через родную песню, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.
При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством нашего народа.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
Анализ ситуации:
Сегодня в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру.
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Проблема :
В настоящее время утрачена такая нравственная ценность,как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах, об особенностях росписи. Недостаточно разработок оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста.
Проблема приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении, так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Цель: Расширить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве на примере гжельской росписи, организация условий для творческой самореализации, саморазвития и самосовершенствования старших дошкольников.
Задачи :
Образовательные
• Расширить и углубить представление детей о гжельской росписи.
• Познакомить детей с историей возникновения гжельского искусства.
• Закрепить знания детей об особенностях гжельской росписи: ее колорит, основные элементы.
• Учить рассматривать изделия, выделяя детали узора.
• Учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи.
• Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.
• Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.
Развивающие
• Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
• Развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).
Воспитательные
• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.
• Воспитывать эстетическое восприятие народного промысла.
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной группы и их родители.
Сроки реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на три месяца: 9.09.2016г-9.12.2016г.
Этапы реализации проекта :
1этап. Аналитический. С 09.09.2016г. по 30.09.2016г
• Диагностика знаний детей о народных промыслах
Диагностика технических навыков в декоративном рисовании.
• Анализ программы по художественно-эстетическому развитию детей, изучение и подбор литературы, разработка паспорта проекта «Сказочная Гжель»
II этап. Практический. С 01.10.2016г. по 01.12.2016г.
Расширение первоначальных детских представлений о гжельской росписи, накопление и закрепление полученных знаний через организованную образовательную деятельность (презентации о гжели, беседы с детьми, декоративное рисование, создание гжельских узоров разными способами. пластилинография, создание мини – музея.
III этап. Заключительный. С 2.12.2016г. по 09.12.2016г
• Результаты практической деятельности:
- выставка детских рисунков и работ;
- Создание мини-музея «Сказочная гжель»
Управление и обеспечение проекта :
• Подборка наглядно-дидактического материала по теме (иллюстрации, картины, открытки, дидактические игры);
• Подборка художественной литературы по теме (книги, стихи, рассказы, пословицы, поговорки); • Подборка музыкального материала по теме (песни, музыка, танцевальные композиции, видеоподборки);
• Подборка мультимедийных презентаций по теме;
• Подборка наглядного материала ( изделия народных мастеров: подносы, игрушки, свистульки, ложки, кувшины, чаши и др.) для мини-музея народной росписи;
• Различные материалы для продуктивной деятельности детей (картон, краски, ткань, пластилин и др.);
• Декорации и костюмы для итогового представления;
Оценка результатов проекта
Организована выставка работ по народному декоративно-прикладному творчеству Гжель, выполненных родителями с детьми.
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности
Критерии и показатели эффективности проекта
1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
2. Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
За время реализации проекта :
• Дети научились выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму,создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи.
• У детей сформировался интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.
• Дети расширили свой кругозор
• Узнали много интересного и познавательного о гжельской керамике, истории возникновения, из какого материала ее изготавливают и ее предназначение
• У детей появился устойчивый интерес к творчеству народных мастеров, стали ближе и дороже традиции нашего народа страны.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Коллекция предметов, расписанных Гжельской росписью, демонстрируется родителям на собрании, а также детям других групп. Предполагается изготавливать подобный материал по другим лексическим темам в течение всего учебного года.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Предметы всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать один вид промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать поделку по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Список используемой литературы
• Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
• Логинов В. М. ,Скальский Ю. П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М. : Сварог, 1994.
• Сурьянинова Н. С. Синие цветы Гжели. Книжка-картинка. – М. : Малыш, 1986.
• Алексахин Н. Н. Голубая сказка. – М. : Народное образование, 1996.
• Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М. : Педагогика-Пресс, 1992.
• Пословицы русского народа. Сборник В. Даля; в 2-х т. - М. : Художественная литература, 1984.
• Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки. /Сост. Г. Науменко; художник А. Борисов. – М. : Детская литература, 1989.
Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Сказки и краски. – М. : Русский язык, 1989.
• Народное искусство в воспитании детей : Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : педагогическое общество России. 2000.
• Мосин И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее… - Екатеринбург: У – Фактория, 1996.
• Е. Кончин. Как рождается музей. – М. : Детская литература, 1988.
• Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя детского сада/ Под. Ред. Л. В. Руссковой – М. : Просвещение, 1986.
• Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным творчеством. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 176 с. :цв. вкл.
• Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
• С. Вохринцева «Россиночка» - наглядное пособие
• «Чудесная гжель» - рекомендации для занятий
•А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» - методическое пособие
• И. Лыкова «Изобразительная деятельность» - методическое пособие
• Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством»(цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)