Ирина Заикина
Проект «Песочная страна» для старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые требуют реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.
Публикация «Проект „Песочная страна“ для старшей группы детского сада» размещена в разделах
А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Вид проекта : познавательный, экспериментально – исследовательский.
Участники проекта : Дети старшей группы, их родители и воспитатели.
Продолжительность: Долгосрочный (сентябрь-май).
Цель проекта :
- Раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
- Формировать состояние психологического комфорта у воспитанников детского сада через арт-терапевтическую технику игры с песком.
- Способствовать развитию у детей устойчивого интереса к играм с песком и укреплению детско-родительских отношений.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, закрепить правила безопасности при обращении с песком.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, может менять цвет от воды.); обучать приемам работы с сыпучем материалом, уточнение и активизация словаря, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, формирование связной речи.
- Познакомить детей и родителей с тематикой и действиями с песком в специально организованных условиях; познакомить со способом изготовления рисунка из песка;
- Формировать у детей предпосылки опытно- исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать познавательные способности, творческое мышление;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес к неживой природе, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение понимать и выполнять поставленную задачу, а также чувство взаимопомощи.
- Воспитывать аккуратность в обращении с песком, эстетические взгляды, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
- Способствовать положительному влиянию игр с песком на развитие психики ребенка.
- Способствовать установлению тесных контактов, доброжелательных отношений между детьми и педагогами детского сада
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.
- Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
- развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- появление желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Продукт проекта :
• создание альбома «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»
• Игра-эксперимент "Путешествие в песочную страну"
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный
Игры на прогулке с песком, камешками, водой. Рассматривание фотографий с видами построек из песка. Рассматривание песка через лупу;
игры "Чудесный мешочек" (с камешками, "Что в этой баночке?" (определение по звуку содержимого жестяной баночки, "Построй такой же узор";
рисование на песке палочками, пальчиком;
выкладывание на песке изображения с помощью камешков и палочек, ракушек.
Беседа "Для чего нужен песок?"
Манипуляция с песком (развитие мелкой моторики рук) : конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в "песочнице").
Игры-эксперименты по ознакомлению со свойствами песка.
Предварительная работа
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
- Изучение литературы по теме проекта.
- Подбор опытов, игр-экспериментов на данную тематику.
- Подбор фотографий, иллюстраций, материалов и инструментов.
- Составление плана работы.
2. Основной:
- Рассматривание фотографий, иллюстраций по данной тематике.
- Чтение художественной литературы.
- Опыты с песком.
- Продуктивная деятельность.
- Игры в песочнице.
- Консультация для родителей.
3. Заключительный:
- Подведение итогов работы над проектом, презентация продукта проекта.
Литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
2. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
3. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997.
4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
5. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
6. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. И. : Учитель, 2001.
7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. : Просвещение, 2009
8. Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы / А. Н. Мартынова. – М. : Современник, 2010.
9. Интернет ресурсы.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
Беседы с детьми «Где работает песок»
«Как люди используют песок»
«Искусство создания песчаных скульптур» Сентябрь,
октябрь
Знакомство с песчаной скульптурой как видом современного искусства октябрь
Опыты с песком В течение года
ООД по экологии «Чудо-песочек. Необыкновенные свойства песка» ноябрь
Просмотр песочного шоу, песочной анимации В течение года
Возведение построек из песка на прогулке Сентябрь
Октябрь, май
Рисование песком на световом столе В течение года
Работа с родителями В течение года
Игры с песком В течение года
Художественная литература по теме В течение года
Чтение художественной литературы:
Т. М Грабенко «Песочная страна»
Беседы на темы:
«Множество песчинок»;
«Песок в строительстве» ;
«Игры с песком».
Работа с родителями:
*Беседы на тему игры с песком в песочнице, на пляже.
*Рекомендации по изготовлению совместно с детьми картин из цветного песка.
3 этап художественно- творческая деятельность:
*Изготовление картин из цветного песка;
*Рисование на тему «песок в природе»;
*Изготовление «Радуги в бутылочках» из песка и мела.
Труд:
*Сбор песка на участке;
*Подметание дорожек вокруг песочницы.
*
Рано солнышко встает
И спешит скорей в обход
Как, ребятушки живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнутся неохота?
Всем командую; подъем!
В Песочную страну пойдем!
*
Вредных нет детей в стране-
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять.
Песок- мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети,поняли меня?
Или надо повторять!
Чтоб запомнить и дружить.
Т. М. Грабенко
ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ
Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу) :
-насыпание;
-наброс.
Щепотка (насыпание песочной струёй : песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
Песочная струя :
- песчинки попадают в одну точку - круг;
- песочная струя рассыпается зигзагом - волны, чайки…;
- песочная струя рассыпается дугой - холмы, горы…;
- песочная струя рассыпается линией - дороги, дома…;
- песочная струя рассыпается замкнутой линией - воздушные шары,
- облака…;
- песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…;
Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону
Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно
(крылья птиц, бабочки);
Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды);
Линейный наброс песка (лучи солнца);
Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину)
Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
• Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
• Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно - терапевтический эффект.
Занятия с комплексом “Рисуем на песке” предполагает 3 этапа обучения:
1 этап: Знакомство с комплексом “Рисуем на песке”.
Цели:
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
2 этап: Путешествие по “Песочной стране”.
Цели:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
3 этап: “В царстве песка”.
Цели:
• создание композиций на песке;
• проговаривание действий с песком;
• развитие связной речи детей.
• Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых понятий, действий с предметами. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими.