Наталья Шляхтина
Краткосрочный проект «Загадки маленького зеркала» для подготовительной группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Естественно-научный, краткосрочный, 30 дней.
Состав проектной группы :
Руководители проекта-воспитатели :,
Шляхтина Наталья Викторовна,
Засядкова Наталья Геннадьевна.
МБДОУ №28.
Проблема: Существуют ли волшебные зеркала? Имеет ли зеркало волшебную силу?
Публикация «Краткосрочный проект „Загадки маленького зеркала“ для подготовительной группы детского сада» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Цель проведения проекта : Узнать, что такое зеркало, раскрыть интересные факты его возникновения. Доказать, что волшебное зеркало-это фантазия и выдумка, или зеркало не имеет волшебной силы.
Задачи: 1. Познакомить детей через цикл познавательных знаний с историей возникновения и изготовления зеркал.
2. Изучить информационные источники по теме.
3. В ходе практических опытов определить свойства зеркал.
4. Выяснить область применения зеркал.
5. Усвоить навыки работы с зеркалами.
Актуальность:
Все знакомы с таким простым предметом, как зеркало. Оно есть сейчас в каждом доме. Вряд ли кто с этим поспорит! Но мало кто из детей знает, откуда оно взялось. Все чудеса в сказках происходят при помощи зеркал. Зеркало всегда казалось людям волшебным и загадочным. Именно поэтому мы и решили разобраться и рассказать окружающим об этом маленьком чуде-зеркале.
Данный проект поддерживает склонность детей к исследованиям, желание самостоятельно искать истину, проводить многосторонний анализ о свойствах зеркала.
Методы исследования:
-изучение теоретического материала
-беседы
-обобщение
-опытническая деятельность
-выводы
Этапы работы:
1. Просмотр мультфильмов, в которых есть акцент сходства отражения с зеркалом.
2. Совместное открытие нового.
3. Чтение познавательной литературы, интернет-ресурсы о зеркале.
4. Изучение материалов «Зеркало в народной мудрости и художественной литературе.
5. Проведение опытов и эксперементов с использованием зеркал.
6. Наблюдение и изучение использования и применения зеркал.
7. Выводы.
8. Заключение.
1 этап. На этом этапе дети смотрели мультфильмы «Крошка енот» и «Винни-Пух». Беседовали об отражении в воде, рассматривали слайды. Обратили внимание на сходство отражения в зеркале.
2 этап. Дети провели опыт совместно со взрослым, получили первое открытие на собственном опыте: почему видно отражение в воде? И как его сохранить? Нарастало предположение о зеркале.
3 этап. Изучая информационные и литературные источники собрали : коллекцию зеркал.
-с родителями книжка-папка «Какие бывают зеркала»
-Альбом «Зеркала в дизайне помещений»
-совместно с родителями книжки-малышки «Загадки и стихи о зеркале»
- составили «ленту времени»
- картотеку игр с зеркалами «Солнечные зайчики»
4 этап. Дети изучали какие волшебные и загадочные свойства приписывали зеркалам через чтение и просмотр фильмов и мультиков:
«Аленький цветочек» обр. Афанасьева,
«Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев,
«Снежная Королева» Г. Х. Андерсен,
«Алиса в стране чудес» Льюис Кэролл,
«Мифы и легенды Древней Греции» (миф о Персее и медузе Горгоне, об Архимиде, спасшем Сиракузы).
Узнали народные пословицы, приметы, суеверия о зеркале.
5 этап. Чтобы узнать таинственные св-ва зеркал провели опыты и эксперементы: «Зеркало-фокусник».
1 опыт «Зеркальное письмо»
2 опыт «Многократное отражение»
3 опыт «Целое из половинки», «Оживи предмет»
4 опыт «Вы умеете видеть спиной»
5 Самостоятельно изготовили зеркало.
6 Проводили «Зеркальную разминку»
6 этап. Создали альбом «Зеркала вокруг нас».
7 этап. Зеркало создано из стекла и серебра и ничего мистического и волшебного в этих компонентах нет. В художественных произведениях имеет место фантазия и выдумка. Зеркало отражает все то, что находится перед ним, но не совсем точно, а меняя право на лево и может многократно отражать предметы, а значит не имеет волшебной силы. Но каждый человек может использовать его свойства.
8 этап. Использование результатов. Заключение. Изготовили лэпбук «Зеркальная игротека», чтобы каждый ребенок мог самостоятельно рассматривать и изучать эту тему. Дети чаще стали проводить разминки, обыгрывать сказки, но больше всего увлеклись поисками новых опытов и игр с зерками.
Текст к презентации «Загадки мапенького зеркала.»
Однажды мы решили посекретничать и я рассказала подружке о своей мечте-волшебной палочке, которая исполняет желания, или о волшебном зеркале, которое разговаривает и в нём можно увидеть будущее.
А может быть и правда у зеркала есть волшебные свойства? Нам стало интересно. И мы решили провести своё расследование:
Но сначала мы обратились за помощью к взрослым, заглянули в интернет побывали в библиотеке, посмотрели фильмы-сказки и мультфильмы.
Самое интересное мы собрали и получилась «Зеркальная-книга-игротека».
Зеркало, оказывается, имеет свою многовековую историю. В переводе означает «Размышлять». Впервые человек увидел своё отражение в воде.
Как Крошка Енот в пруду или ослик Иа. А я могу увидеть своё отражение в воде. Вот у меня тоже вода в тазике, но я не вижу в ней своё отражение. Почему?
Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно тёмное. А у нас вода прозрачная.
А как сделать так, чтобы увидеть своё отражение?
Посуду с водой нужно ставить на тёмную бумагу, чтобы дно стало тёмным. Тогда отражение станет чётким.
Возможно вода и стала первым зеркалом для человечества! И человек задумался, как же сделать переносное зеркало? И поэтому однажды человек нашёл кусок металла.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидел
И предмет он
Зеркалом назвал.
Правда оно было совсем не таким, каким пользуемся мы. Это небольшой кусочек из бронзы (такой металл). Одна сторона очень гладкая. Если в него всмотреться, то можно увидеть себя. Это было первое зеркало и придумали его египтяне.
Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Это именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла: олово или серебро.
Давайте представим, что мы мастера и сейчас мы попробуем сделать зеркало.
Берём стекло, держим его на свет.
Мы себя видим? Нет. Почему?
Правильно, потому что стекло прозрачное.
А что надо сделать?
Наложить что-нибудь тёмное, чтобы исследовать прозрачность.
Возьмём черный картон и приложим его к стеклу. Стекло- вещь хрупкая, легко бьющаяся. Поэтому мы должны обращаться со стеклом осторожно!
Вот мы и придумали зеркало!
Изготовление зеркал было долгим и сложным. Но зеркала получились изумительные- они сверкали, отражая блеск свечей. Люди могли видеть в них себя во весь рост. Когда нашли способ изготовления настоящего зеркала, очень долго хранили его в секрете. Мастера жили рядом с дворцами богатых людей, которые платили им за труд большие деньги дворцы и замки богатых людей. Зеркала стоили очень дорого и служили символом богатства и достатка.
В России зеркальные стекла появились при царе Петре1 и делали их такой громадной величины, что это вызывало удивление во многих странах.
Мы узнали как делают зеркала :
-Варят стекло из кварцевого стекла в специальной печи.
-Выравнивают стекло катком, полируют его.
-В наше время полировку и шлифовку стекла доверяют машинам.
Мы составили «ленту времени», в которой хорошо видно, как появились зеркала, как они менялись и какими становились. Так мы узнали историю появления зеркал.
В старину люди верили, что зеркало имеет загадочную силу.
Народная мудрость к зеркалу всегда относилось со вниманием и осторожностью.
- Русская пословица: сколько зеркало не протирай, лучше не отразит.
- Грузинская: Сосед - соседу зеркалом служит.
- Таджикская: В зеркале каждый видит себя.
- Китайская: Не сердись на зеркало, коли сам с изьяном.
- Суеверия: Зеркало разбить - к худу.
- Приметы: Ребёнку нельзя показывать зеркало, чтоб не был пуглив.
В древности войны обязательно брали с собой в походы зеркала, как, талисманы, они верили, что зеркала отражают смерть.
Существуют убеждения, что зеркало способно привлечь к вам удачу.
Зеркала следует чаще протирать и мыть, иначе они могут послужить источником споров и скандалов.
Нельзя вешать зеркало напротив дверей и окон. В этом случае энергия добра не сможет задержаться у вас в доме и просто улетучится на улицу, захватив с собой ваш успех.
Мы понимаем, что волшебство в сказках - обычное дело! А чтобы узнать реальные свойства зеркала можно провести опыты и эксперименты.
Опыт 1 «Зеркальное письмо».
У каждого из нас есть секреты, и нам не хочется, чтобы их кто-то узнал. Для этого можно придумать своё письмо- секретный шифр. Поможет нам в этом обычное зеркало. Зеркало отражает всё, что находится перед ним. Но только не совсем точно, а меняя право на лево и наоборот.
Опыт 2: А вы знаете, что зеркало может быть фокусником?
У вас на подносе лежат картинки с изображением половинки насекомого (бабочки, жуки, мухи, пчелы). Попробуйте с помощью зеркала сделать изображение целым. Получилось? Как мы это сделали? Поставим зеркало вертикально к половинке картинки, и получилась целая. А теперь слегка покачайте зеркалом и ваше насекомое полетит.
Опыт 3: «Многократное отражение».
Для этого опыта мы взяли два зеркало и склеили их с обратной стороны скотчем. Поставили зеркала прямо, перед ними поставили игрушку. Игрушка отразилась один раз. Потом мы постепенно поворачивали зеркала друг к другу. Чем ближе были зеркала, тем большее количество раз отражалась игрушка. Вывод: зеркало может однократно отражать предметы.
Опыт 4 : Вы умеете видеть спиной?
Становитесь спиной к нам. Попробуйте, не поворачивая головы, с помощью зеркала увидеть нас. Для этого нужно зеркало отвести немного в сторону и смотреть в него.
- Все нас видят?
- Тогда называйте то, что я буду показывать (предметы).
В результате нашего исследования мы можем смело утверждать:
- Зеркало создано из стекла и серебра и ничего волшебного в этих компонентах нет. В художественных произведения х- фантазия и выдумка.
- Зеркало отражает всё то, что находится перед ним, но не совсем точно, а меняя право на лево. У него есть свойство многократно отражать предметы, а значит не имеет волшебной силы. Без зеркала прожить можно, но трудно. Оно очень крепко вошло в нашу жизнь. Но каждый человек может использовать его свойства по-своему!