Фомина Ольга Евгеньевна
Проект в средней группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
на тему: «Перелётные птицы»
Подготовила и провела
Воспитатель средней группы
Фомина Ольга Евгеньевна
2021 г.
Цель:
закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, приобщать родителей к изготовлению скворечников совместно с детьми.
Публикация «Проект в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память; формировать доброе отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Вид проекта :
групповой, краткосрочный.
Срок реализации:
С 10 по 24 апреля.
Участники:
дети и родители средней группы, воспитатель.
Актуальность:
в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни;
• Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
• Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
• Раскрытие творческого потенциала семьи;
• Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
Схема реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
-Изучение уровня знаний по данной теме;
-Определение задач;
-Изучение методической литературы по данной теме.
-Подбор игр, песен, художественной литературы.
-Подготовить материал для консультации по теме:
«Расскажите детям о птицах»
2 этап – основной:
-Беседы с родителями.
-Работа с детьми.
3 этап -заключительный.
Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».
Выставка рисунков детей, поделок. Выставка скворечников.
Модель реализации проекта
Образовательная область Виды детской деятельности
ФЭМП
Задание на количественный счет.
- сосчитай всех птиц;
- сосчитай всех перелетных птиц.
- сосчитай всех зимующих птиц.
- назвать геометрические фигуры из которых состоит птица.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
«Скворцы прилетели»
Цель: Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов.
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы. Цель: Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем. Пополнять словарный запас.
- К. Д. Ушинский «Ласточка»;
- Н. Сладков «Грачи прилетели»;
- В. Жуковский «Жаворонок»;
- А. Плещеев «Сельская песенка»;
- О. Высотская «Журавли»;
- А. Майков «Ласточка
примчалась»;
- Н. Сладков «Ласточка».
- загадывание загадок о птицах.
- Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах.
- заучивание поговорок о перелетных птицах.
Познавательное развитие.
Обобщение знаний.
- проведение беседы «Как помочь птицам весной», «Кто, где зимует?», «Чего нельзя делать в лесу?»
- Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.
- Закрепить представление о внешнем виде, частях тела птицы.
- толкование народных примет на данную тему.
Физическое развитие.
Подвижные игры • «Лебеди».
Цель: развивать внимание в выполнении движений подобные, полету птиц.
• «Ласточки».
Цель: продолжать обучать бегу по кругу, ходьбе на носочках.
• «Птички прилетели».
Цель: закрепить умение скрещивать пальцы обеих рук в «замок».
• «Встречаем птиц»
Цель: формировать умение выполнять свои действия с действием партнера.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей к изготовлению скворечников совместно с детьми.
- Консультация для родителей на тему: «Воспитание бережного отношения к природе у детей».
Приложение 1.
Конспект занятия №1. ФЭМП.
Цель: Закрепление знания детей о количественном счете, названия геометрических фигур.
Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, листы с изображением перелетных и зимующих птиц.
Ход занятия: детям предлагается соотнести картинки с изображением на их листах. Сосчитать всех птиц вместе. Обвести в кружок, всех знакомых им перелетных птиц, сосчитать, а в квадрат зимующих и также сосчитать.
Сосчитать всех птиц вместе. Обвести в кружок, всех знакомых им перелетных птиц, сосчитать, а в квадрат зимующих и также сосчитать.
Вспоминаем, из каких геометрических фигур состоит туловище, голова, хвост, крылья и клюв.
Конспект занятия. №2Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Цель: Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов.
Оборудование: чистые листы, цветные мелки, наглядное пособие с изображением скворца.
Ход занятия: детям предлагается рассмотреть картинку с изображением скворца, вспомнить основные фигуры, которые необходимы для зарисовки птицы. Вспоминаем, с какой части тела мы начинаем рисовать, приступаем к работе.
Конспект занятия. №3 Речевое развитие.
Цель: Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Чтение художественных произведений о птицах.
Оборудование: Картинки с изображением птиц и птинцов.
Произведения.
К. Д. Ушинский «Ласточка»;
- Н. Сладков «Грачи прилетели»;
- В. Жуковский «Жаворонок»;
- А. Плещеев «Сельская песенка»;
- О. Высотская «Журавли»;
- А. Майков «Ласточка
примчалась»;
- Н. Сладков «Ласточка».
Ход занятия: Чтение произведения, пересказ его с помощью наводящих вопросов. Повторение названия птиц. Составление рассказа с помощью картинок с изображением птиц. Обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах и нахождение их на разложенных карточках. Чтение художественных произведений о птицах.
Стихи о перелетных птицах
Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец. (Е. Тараховская)
***
Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!
Составление рассказа с помощью картинок с изображением птиц.
Загадки.
1. Всех прилётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперёд по пашням вскачь,
А зовётся птица… (грач).
2. Как лиса среди зверей,
Зта птица всех хитрей,
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её … (ворона)
3. Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту. (аист)
4. Весной прилетает птица.
Поле вспашут - там любит кормиться. (грач)
5. В синем небе голосок -
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
6. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (журавль)
7. Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов -
Маленьких таких птенцов? (ласточка)
8. Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет. (цапля)
9. На шесте - дворец,
Во дворце - певец. (скворец)
Отгадывание загадок о птицах и нахождение их на разложенных карточках.
Поговорки
-«Всякая птица своим пером гордится»,
-«Всякая птица своим клювом сыта»,
-«Ласточка весну начинает, соловей лето кончает»,
-«Увидел скворца – весна у крыльца»,
-«Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает»,
-«Срубили кусты – прощай, птицы!»
Народные приметы.
-Вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению.
-птицы запели в дождь – скоро будет ясно.
- если в марте дятел стучит, весна будет поздней.
-если воробей нахохлился – к морозу, пёрышки приглаживает – к теплу.
-голуби разворковались – к ясной погоде.
Конспект занятия. №4Познавательное развитие.
Цель: расширить представления детей о перелётных птицах.
Оборудование: Картины с изображением птиц, парков, птичьих гнезд.
Ход занятия. Поговорили с детьми о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
Нам надо ещё подкармливать птиц.
Насыпать в кормушки зёрен, крошек, семечек.
Учить детей заботиться о птицах.
Вспомнили, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Показали детям скворечники, которые развешены для птиц, рассказали о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве. Вспомнили в ходе игры название птенцов.
игра “Чего не бывает”
1. Птенцы высиживают яйца.
2. Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
3. Дети сделали для аистов скворечники.
4. Тело птиц покрыто шерстью.
5. Животные строят гнезда.
6. Скворец живет в будке
игра “Скажи наоборот”
(подбор антонимов)
1. Зимой холодно, а весной … тепло.
2. Птицы могут летать высоко и … низко.
3. Перелетные птицы осенью улетают, а весной … прилетают.
4. Зима ушла, а весна … пришла.
5. Зимой дни короткие, весной … длинные.
6. Птицы поют утром громко, а вечером … тихо.
7. Зимой солнце тусклое, а весной … яркое.
8. Зимой погода часто пасмурная, а весной … солнечная.
Игровое упражнение «Кто о ком заботится?»
- Аист заботится об аистятах.
- Грач заботится о грачатах.
- Журавль заботится о журавлятах.
- Лебедь заботится о лебедятах.
- Чиж заботится о чижатах.
- Соловей заботится о соловьятах.
- Дрозд заботится о дроздятах.
- Утка заботится об утятах.
- Скворец заботится о скворчатах.
- Гусь заботится о гусятах.
Игровое упражнение «Чей хвост у кого?»
- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)
- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)
-Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)
- Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)
- Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)
- Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)
- Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у соловья)
Конспект занятия. №5 Физическое развитие.
Цель: Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения. Продолжать обучать бегу по кругу, ходьбе на носочках.
Закрепить умение скрещивать пальцы обеих рук в «замок».
Формировать умение выполнять свои действия одновременно с действием партнера.
Физкультминутка “Скворечники”
Распилю пилой дощечки:
Вжик-вжик, вжик-вжик.
(Пилим дощечки).
Сколочу из них скворечник:
Тук-тук, тук-тук.
(Работаем молоточком).
Прилетайте, птицы, в гости
К нам, к нам.
(Обеими руками зовем птиц к себе).
Я скворечники развешу
Тут и там (движение вправо,
Тут и там (движение влево).
«Встречаем птиц» (пальчиковая игра).
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
(Сводим руки над головой.)
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
(Попеременно постукиваем кулаком о кулак и ладонью о ладонь.)
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Соединяем каждый палец с большим пальцем
на обеих руках одновременно, по 2 раза.)
«Ласточки»
Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)
Все люди глядели.
Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)
Все люди дивились
Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)
Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)
Песенки запели.
«Лебеди»
Лебеди летят, крыльями машут, (подняться на носки, плавные
движения рук)
Прогнулись над водой, (прогнуться назад, нога на носок)
Качают головой (руки на пояс, покачивание головой)
Прямо и гордо умеют держаться, (полуприседание, руки на пояс)
Очень бесшумно, на воду садятся (присесть на корточки, руки в
стороны)
Белые лебеди летели, летели, (подняться, руки вверх, взмах руками)
И на воду сели (присесть на корточки, руки в стороны)
Сели посидели, (присесть)
Снова полетели (встать, руки вверх, через стороны
Вниз).
Приложение 2.
Работа с родителями.
Консультация для родителей на тему: «Бережного отношения к природе и к ее пернатым обитателям.
Так хочется начать обращение к родителям со слов советского писателя В. В. Бианки.
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В. Бианки
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня – экология, не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. Мы, взрослые, понимаем живое исходя опыта собственных ощущений, и в этом залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. А как он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять злодеев. Это может и происходит в действительности на территории каких-нибудь заповедников, но к ребенку прямого отношения не имеет, и лично ребенка это ни к чему не обязывает. Зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно? Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) : запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц) Очень важно научить детей наблюдать! Моя задача – научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры. На территории нашего детского сада сохранены (хоть и не очень большие) зеленые островки, которые мы стараемся сохранить и пополнить новыми насаждениями. На участке детского сада много деревьев. Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны, снегири, свиристели и даже прилетает дятел). Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения. Оно гласит так: хочешь рассмотреть птицу,узнать о ее повадках – научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко.
Приложение 3.
Итоговое занятие:
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.
«Скворцы прилетели».
Цель:
Закрепить материал, полученный в ходе реализации данного проекта.
Учить правильно создавать композицию.
Оборудование: Наглядный материал, скворечник изготовленный родителем воспитанника. Цветная бумага, ножницы, клей.
Ход занятия: ребята давайте еще раз вспомним перелетных птиц, которых мы с вами узнали за это время. Назовем, чем питаются птицы весной, где живут и что полезного делают для окружающей природы и для человека. А теперь мы посмотрим на наш домик для птичек, вспомним, как он называется и какие птички в нем живут. Назовем фигуры из которых состоит домик, посчитаем сколько их всего.
А теперь из того что лежит перед вами на столе, сделаем домики для наших птичек.
К
Итоговая коллективная работа «Скворцы прилетели».
Вывод.
В результате проведённой работы дети закрепили ранее полученные знания, получили много новой информации о перелётных птицах, что способствовало развитию познавательной активности, любознательности. Расширили кругозор, пополнели словарный запас. Узнали о жизни и повадках различных птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Я считаю поставленные цели были достигнуты.
Список используемой литеретуры.
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно, взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логогруппе
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя и старшая группы, планирование, конспекты, методические рекомендации.
4. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-6 лет
5. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты
6. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду (4-7 лет)
7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.
8. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка.