Лариса Колотовкина
Проект «Овощное ассорти»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Овощное ассорти" (Развитие речи детей младшего дошкольного возраста)
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Тип проекта: групповой
Группа: II младшая группа
Количество человек: 22
ПРОБЛЕМА:
Публикация «Проект „Овощное ассорти“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Во время игр с детьми, при рассматривании иллюстраций с изображением овощей, во время приёма пищи отметила, что дети плохо знают названия овощей, не могут отличить по внешнему виду, определить на вкус, что они едят, не употребляют обобщающее слово «овощи». Не достаточно развитая речь, маленький словарный запас не позволяют детям рассказать об овоще, его свойствах и качестве. Проект «Овощное ассорти» поможет развитию у детей связной речи, обогащению словаря и сенсорных способностей.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
На четвёртом году жизни ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Активно формируются обобщающие функции слова. Основное внимание уделяется обогащению и накоплению словаря на основе расширения знаний и представлений об окружающей действительности.
Начало осени – это наиболее удачное время для реализации проекта «Овощное ассорти». Мир овощей увлекательный и разнообразный, и дети, живущие в сельской местности, имеют возможность окунуться в это многообразие. У них есть возможность наблюдать за уборкой овощей на своих приусадебных участках, за тем, как хранят овощи, как их перерабатывают, а главное, дети могут видеть различные овощи: разных сортов, разного цвета, разные по форме.
Работа по проекту поможет решению задач качественного накопления словаря, привлечению внимания детей не только к правильному называнию овощей, но их качеств, свойств, действий, то есть задач активизации в речи детей помимо существительных, прилагательных и глаголов.
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их словарь по теме «овощи», дети получат знания и представления об овощах, их свойствах.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Развитие связной речи и обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ:
Развитие связной речи и обогащение словаря детей через различные виды детской деятельности по теме «Овощи»
ЗАДАЧИ:
• Учить называть овощи, их качества (цвет, форму, величину, вкус)
• Формировать умение использовать слова с противоположным значением
• Учить составлять короткий рассказ совместно с воспитателем
• Дать знания о том, где растут овощи, как за ними ухаживают, как убирают и где хранят
• Учить использовать обобщающее слово «овощи»
• Развивать восприятие, внимание, мышление, память, общую и мелкую моторику
• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки
ГИПОТЕЗА:
Если планомерно, целенаправленно использовать различные методы, приёмы, средства, которые могут способствовать мотивации речевой деятельности, то связная речь и словарь детей будут развиваться быстрее и успешнее.
РЕСУРСЫ:
Материально-технические:
Принтер, компьютер, цветная бумага, цветной картон, овощи натуральные и муляжи, пряжа для изготовления вязаных овощей
Кадровые:
Дети, родители, педагоги II младшей группы, специалисты ДОУ
Информационные:
Интернет ресурсы, детская художественная литература, публицистическая литература для родителей
Нормативно-правовые:
«Соглашение» от родителей на размещение информации о детях
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП (подготовительный)
• Выбор темы проекта
• Постановка цели и задач проекта
• Определение последовательности выполнения работы
• Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей
• Создание картотеки игр по теме «Овощи»
• Привлечение родителей, приглашение к сотрудничеству, введение их в тему проекта
• Составление плана-схемы проведения проекта совместно с родителями
II ЭТАП (основной, реализация проекта)
Виды детской деятельности. Формы работы
Игровая
• Игры с правилами: сенсорные, словесные, речевые
• Сюжетные игры: ролевые, драматизация, народные, хороводные, пальчиковые, логоритмика
Коммуникативная
• Беседа
• Составление и отгадывание загадок
• Рассказывание (составление рассказов)
• Инсценирование и драматизация
Продуктивная
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Изготовление атрибутов для игр
• Создание макета
Познавательно-исследовательская
• Экскурсия на огород
• Рассматривание овощей
Чтение художественной литературы
• Чтение и обсуждение
• Разучивание
• Пересказ с помощью воспитателя
Двигательная
• Подвижные игры с правилами
• Игры малой подвижности
• Динамическая пауза
• Физкультминутка
• Гимнастика (утренняя, пальчиковая)
Трудовая
• Непосредственное наблюдение за трудом взрослых
• Поручения
• Труд в природе
Музыкально-художественная
• Игры с музыкальным сопровождением
III ЭТАП (заключительный)
• Праздник «Урожай у нас хорош»
• Презентация книжек-малышек
• Презентация проекта на педагогическом совете
• Внесение дополнений и поправок
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Праздник «Урожай у нас хорош», презентация книжки-малышки
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Сформированы знания об овощах, словарь пополнен новыми словами. Называют слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным, называют слова, обозначающие качества предмета, называют действия, связанные с состоянием предмета, употребляют обобщающее слово «овощи». Дают точные ответы на вопросы, употребляют усвоенные слова в речи.
Слушают и понимают обращённую к ним речь, вступают в разговор и понимают его, пересказывают и описывают предмет при помощи взрослого.
ПРОГНОЗ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ:
Негативные последствия
Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта
Недостаточно материалов для создания пространственно-развивающей среды
Недостаточно фотографий для фотовыставки «Наши ребятки и овощи с грядки»
Дети не посещают ДОУ по болезни
Не все родители помогают педагогу в воспитательном процессе
Способы коррекции
Объяснить проблему, вызвать заинтересованность участия в проекте
Приобрести и изготовить наглядный, демонстрационный и дидактический материал
Попросить родителей сфотографировать детей при уборке овощей на приусадебных участках и сделать фото для выставки
Дать родителям консультации, в какой форме преподнести материал в домашних условиях
Оформить папку-ширму «Родители - активные участники жизни детского сада»
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Мальчик-пальчик, где ты был?» Игры с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2011. – 152с.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акишева Ю. А., Белова И. К., «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации, М. БАЛАСС, 2006. – 304с.
3. Галанова Т. В., Развивающие игры с малышами, Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –М. : ВАКО, 2005. – 240с.
5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии с детьми 3-4 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
6. Подрезова Т. И., Материалы к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 96с.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика Синтез, 2008.-48с.
8. Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия» - М. : Детство-Пресс, 2013. – 128с.
9. Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? – М. 6 Издательство ГНОМ и Д, 2004.-88с.
10. http://odiplom.ru/pedagogika/formirovanie-slovarya-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-provedeniya-didakticheskoi-igry
11. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/referat-osobennosti-sformirovannosti-svyaznoi-rechi-starshikh-doshkolniko