Наталья Галущак
Проект по ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ»
ТЕМА:
«Досуговое мероприятие, одна из форм работы с родителями»
Выполнила:
воспитатель
Галущак Наталья Анатольевна
2014 г.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проект по ЗОЖ» размещена в разделах
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи. Форма - совместное досуговое мероприятие остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.
Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей можно рассматривать как процесс взаимосвязи в триаде “педагог – ребенок – родители”.
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
ПРОБЛЕМА: какие формы взаимодействия детского сада и семьи эффективны?
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети пятого года жизни, родители, воспитатели.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА : Изучение формы взаимодействия детского сада и семьи – совместное досуговое мероприятие, повысить стремление родителей использовать досуговую деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Знакомство с формой взаимодействия детского сада и семьи, в частности досуговое мероприятие.
2. Познакомиться с содержанием и методикой проведения физкультурных досугов.
3. Спроектировать содержание совместного физкультурного досуга «Мы растем здоровыми».
4. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;
• 5. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА :
1. Теоретическая часть.
В теоретической части проекта рассматриваются теоретические аспекты выбранной формы взаимодействия детского сада и семьи – досуговое мероприятие.
2. Практическая часть.
В практической части представляется весь комплект реализации этой формы: конспект физкультурного досуга, отзывы родителей, презентация, самоанализ о проведенной форме взаимодействия.
3. Заключительная часть.
В заключительной части проекта подводится итог о проделанной работе.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Расширение знаний о формах взаимодействия детского сада и семьи, посредством организации совместного спортивного досуга.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
1. Формы организации активного отдыха
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:
• - физкультурный досуг;
• - физкультурные праздники;
• - дни здоровья, каникулы.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Физкультурный досуг нацелен не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
Здесь не требуется специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.
При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях.
Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.
Первый вариант.
Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется», «Сделай так», «Ровным кругом», «Ручеёк», «Светофор». В таких играх детям предоставляется возможность проявить свой замысел фантазию. Затем дети участвуют в разных аттракционах, выполняют двигательные задания в игровой форме. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей.
Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры- упражнения на равновесие. «Пройди, не упади», на внимание «Помни свое имя», «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры- упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня».
Вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков. После двигательных заданий подгруппы меняются местами.
После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры- соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету, «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната».
В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры.
Второй вариант.
Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь также необходим индивидуально- дифференцированный подход.
Так, детям с высоким и средним уровнем двигательной активности и хорошей физической подготовленностью предлагаются более сложные элементы спортивных игр с достаточно высокой физической нагрузкой. К этим детям предъявляются более строгие требования по качеству выполнения задания.
Детям с низким уровнем двигательной активностью и с отставанием в развитии моторики рекомендуем давать более простые задания с постепенным увеличением физической нагрузки.
Третий вариант.
Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу организации также должен быть положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Первая подгруппа детей (с высокой двигательной активностью) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, такие как езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой дорожке с изменением темпа катания.
Вторая подгруппа детей (с низкой двигательной активностью) выполняет задания, направленные на развитие скорости, быстроты реакции, такие как езда на велосипеде по прямой с разной скоростью.
Четвертый вариант.
Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузках.
Для первой подгруппы (с высокой двигательной активностью) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра- эстафета «Построй эстафету».
Второй подгруппе (с низкой двигательной активностью) предлагается более простая эстафета - «Кто быстрее прокатит мяч». Игры- эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время можно предложить детям вспомнить считалочки, загадки, пословицы.
Пятый вариант.
Физкультурный досуг может быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую инициативу, воображение музыкальный слух. Вначале дети под музыку выполняют произвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами). Воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить даже целую танцевальную команду.
После 10-15 минут занятий звучит музыкальный сигнал, дети убирают все пособия на место и встают в большой круг. В центре круга стоит воспитатель (ведущий) с мячом, называет кого- либо из детей по имени и бросает ему мяч. Если ребёнок поймал мяч, то он встает в центр круга и становится ведущим. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку. После прослушивания (через 2-3 минуты) воспитатель предлагает детям придумать композицию, разные произвольные движения под музыку. Можно предложить детям фрагмент из разученного на занятиях музыкально- ритмического комплекса («танец петушков», «пингвинов», «медвежат»).
Успех проведения такого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.
Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений.
Первая младшая группа
Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народных праздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка в движениях, доставляла ему радость, удовольствие.
Вторая младшая группа
Физкультурный досуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка».
Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.
Средняя группа
Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц.
С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут.
Старшая группа
В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки.
Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения. Вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков. После двигательных заданий подгруппы меняются местами. После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры- соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету, «Кто быстрее допрыгает с зажатыми между стопами мячом», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната».
В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», разные народные игры.
2.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 16 «Малышок»
Физкультурный досуг для детей 4-5 лет
«Мы растем здоровыми!»
с участием родителей
Подготовила:
воспитатель
Галущак Н. А.
Восточный 2014 г.
Задачи:
1. формирование установок на здоровый образ жизни;
2. помочь ребёнку задуматься о необходимости быть здоровым;
3. воспитывать интерес к физической культуре.
Участники: дети пятого года жизни, родители, воспитатель.
Форма проведения: физкультурный досуг.
Техническое оформление: ноутбук и фотоаппарат.
Оборудование: набор муляжей овощей и фруктов, 2 корзинки, 2руля, 2 мешочка, кегли, шарф.
Музыкальные фонограммы: песня «У всех своя зарядка», «Романс черепахи Тортиллы», песня «Буратино», песня «Маленькая страна».
Здоровьесберегающие технологии:
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
Предварительная работа:
- Разучивание стихов (спортивная тематика)
- Отработка правил передачи эстафеты
- Беседы о здоровом образе жизни
-Продуктивная деятельность «Здоровый образ жизни»
Ход досуга:
Родители разместились в зале.
Воспитатель:
Я пригласить хочу вас
На маленькую планету
В страну детства, мира, света
Там дети на планете
Живут, забот не зная,
На радость папам, мамам
Скорее подрастая.
Звучит музыка «Маленькая страна».
Дети заходят в зал, становятся врассыпную.
1 ребенок.
Мы сегодня в этом зале
Своих родителей собрали
Их зовем на состязанья
Классные соревнования.
2 ребенок.
Будем вместе бегать, прыгать
Будем вместе в мяч играть
В самых сложных эстафетах
Вместе будем побеждать.
3 ребенок.
Чья семья сильнее всех?
Кто отпразднует успех?
Не боится кто преград,
Эй, родители, на старт!
Воспитатель:
Все собрались? Все здоровы?
Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянись
Не зевай и не ленись
На разминку становись!
Звучит музыка. «У всех своя зарядка»
Проводится комплекс упражнений под музыку.
Воспитатель:
Ребята, к нам торопится гость. А вот кто - вы угадайте.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В деревянный балаган:
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
Дети:
Буратино.
Звучит «Романс черепахи Тортиллы»
(входит Буратино)
Буратино:
Здравствуйте, ребята!
У меня печальный вид -
Голова моя болит
Я чихаю и охрип.
Воспитатель:
Что такое! Это грипп.
Буратино, а наши дети здоровые и сильные. Они тебе расскажут почему.
4 ребенок.
Чтоб расти нам сильными
Ловкими и смелыми
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем
Все вместе
К солнцу руки поднимаем
Дружно весело шагаем
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем
Воспитатель:
Молодцы, ребята.
Кто из вас ребята знает.
Что закалка помогает
И полезна нам всегда.
Дети: солнце, воздух и вода!
Воспитатель:
Ребята, а давайте расскажем Буратино, почему мы не болеем.
5 ребенок.
Утром рано умываюсь
Полотенцем растираюсь
И от вас друзья не скрою
Постоянно уши мою.
6 ребенок.
Постоянно нужно есть
Для зубов, для наших
Фрукты, овощи, омлет
Творог, простоквашу.
7 ребенок.
Чтоб быть быстрым,
Чтоб быть ловким,
Я на завтрак ем морковку.
Воспитатель:
Сейчас посмотрим, какие вы быстрые и ловкие.
Проводятся эстафеты с детьми.
1. Эстафета «Сбор урожая»
(Игроки одной команды собирают в корзину овощи, а игроки другой - фрукты).
2. Эстафета «Автомобилисты»
У первого игрока в руках руль. Он обегает змейкой ориентиры, возвращается на свое место и передает руль следующему игроку.
Гимнастика для глаз
«Метелки»
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10—15 раз.
Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите.
Упражнение повторить 4—5 раз.
Воспитатель:
Неразлучные друзья
Есть на белом свете
Неразлучные друзья
Взрослые и дети.
Дорогие родители
С мест вставайте,
С нами поиграйте.
Родители играют вместе с детьми.
1. Эстафета «Не замочи ноги»
(ребенок встает на ноги взрослому и начинают двигаться до ограничителя и обратно).
2. Игра «Найти пару».
Под музыку дети и родители двигаются по залу врассыпную. По окончании музыки, все должны встать в пары.
З. Игра «Быстро возьми»
Из кубиков образуют круг, но кубиков на 2 меньше, чем играющих. Дети стоят по кругу. Педагог даё т задание: бег (прыжки галопом, подскоки, бег спиной вперёд, прыжки на одной ноге и т. д.).
Педагог говорит: «Быстро возьми!». Каждый из играющих должен взять один кубик. Тот, кто остался без предмета, считается проигравшим.
4. Эстафета «Семейная»
(Кто быстрее пройдет до ориентира с мешочком на голове).
С детьми проводится игра «Скок, скок»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят слова.
Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажешь скок, скок, скок,
Угадай, чей голосок.
Ребенок, стоящий в центре круга, должен узнать по голосу того, кто его позвал.
С родителями проводится игра «Узнай ребенка на ощупь»
Дыхательная гимнастика
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Буратино
Я все понял! Обещаю по утрам
Зубы чистить, умываться,
И зарядкой заниматься
С ребятами дружить
Крепкой дружбой дорожить
Общий танец «Буратино»
Воспитатель:
И настал сейчас у нас.
Самый долгожданный час.
Все вы были молодцы,
И отважны и честны,
Показали ловкость, силу.
Танцевали вы красиво,
Благодарим всех за старанье,
Всем спасибо за вниманье!
(Вручаются всем участникам медали и грамоты)
Воспитатель:
На этом наше развлечение завершено, но со спортом и физкультурой мы не прощаемся!
3. В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах физического воспитания.
Совместное участие в досуговых мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных досуговых мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,2010 г.
2. Бабенкова Е. А. «Игры, которые лечат»
3. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
4. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДОУ» /М. А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г.
5. Яколева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ» /Т. С. Яколева, 2006 г.
Приложение
Самоанализ
На первоначальном этапе проекта подобрала необходимую литературу и изучила формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Совместное досуговое мероприятие, как форма взаимодействия детского сада и семьи меня заинтересовала. В ходе реализации проекта познакомила родителей с содержанием и методикой проведения таких мероприятий.
Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею и помогли оформить газеты о здоровом образе жизни, нарисовать рисунки.
Организуя работу по привлечению родителей к совместной деятельности, опиралась на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач совместного досугового мероприятия;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
В процессе практического этапа родители постепенно становились активными участниками создания досугового мероприятия, помогали подбирать эстафеты, совместно с детьми находили необходимый инвентарь, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
В ходе проведения физкультурного досуга использовала разнообразные приемы:
- словесные: указание, поощрение;
- наглядные: кегли, обручи, грамоты, эмблемы;
- практические: показ, выполнение упражнений;
- игровые: подвижные игры и эстафеты.
При проведении досуга создала бодрое и радостное настроение у детей и их родителей. Проведение физкультурного досуга, способствовало воспитанию у детей и их родителей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Предварительный анализ проектной деятельности в форме организации совместной досуговой деятельности в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.