Анна Горбунова
Проект «Основные аспекты социализации и социальной компетентности воспитанников детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы очень много говорим про важность образования для ребенка, про школу и успеваемость. Но мы часто забываем, что есть и другая сторона жизни, что жизнь наших детей состоит не только из детского дома и школы.
1. Что определяет успешность человека в жизни? Есть некоторые варианты: хорошее образование, трудолюбие, настойчивость, оптимизм, навыки общения с разными людьми, умение принимать решение, правильная оценка жизненной ситуации и т. д.
Публикация «Проект „Основные аспекты социализации и социальной компетентности воспитанников детского дома“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
И вот последние пункты они не менее важны, а может даже и больше, чем хорошее образование. Мы, взрослые, знаем об этом. Но, мы наших детей стараемся больше ориентировать на хорошую учебу и хорошее образование, трудолюбие и хорошее поведение, думая, что именно это определяет успешность хорошей жизни.
2. Компитентность - это не только знания и навыки, но и возможность их гибкого применения. Психологи ввели два понятия компетентности. Это: академическая компитентность и социальная компитентность. Академическая компитентность – это как раз знания и навыки. Социальная компитентность – это умение ориентироваться в обществе. Если взять школу, то там много разных социальных ситуаций. Например, ребенок хочет получить пятерку, ему нужно выполнить какое-то дополнительное задание, а он не знает, как ему подойти к учителю и спросить. И ему нужны для этого как раз социальные навыки. Но, вне школы еще больше социальных ситуаций и задач. Например, для того, чтобы проехать на транспорте, нужны тоже социальные навыки, умение общаться, задавать правильные вопросы. Т. е., ребенок погружен в огромное количество ситуаций, и если его этому не научить,он будет чувствовать себя потерянным, растерянным. И часто такое бывает, что даже после окончания школы, дети не знают, что нужно делать. И это ставит их в очень тяжелое положение. Вроде бы перед ними все открыто, они могут идти поступать, куда хотят, но у них нет простейших навыков, как спросить, как узнать. И мы должны научить детей применять все это в жизни. Современное образование как раз и ориентировано на компитентности. Чтобы ребенок не только знал, но и умел, например, придя в магазин, общаться с продавцом или другими покупателями.
3. Социальный интеллект (амер. психолог М. Аргайл). Весь интеллект он разделил на «академический» и «социальный». Исследования показали, что преуспевают дети не с высоким академическим интеллектом, а социальным. Дети, обладающие блестящими навыками, не умеют общаться. Вот как раз сочетание и наличность этих двух интеллектов и будет определять успешность ребенка.
Но, как показывают исследования, эти два интеллекта не связаны друг с другом. Это два разных навыка. Бывают дети, у которых высокий социальный интеллект, но низкий академический. И наоборот. Те дети, у которых высокий социальный интеллект, они будут успешнее. А наша задача, чтобы у них было и то, и другое. Тогда у ребенка будут и хорошие знания, и он будет знать, как вести себя в той или иной ситуации, как поставить себя в лучшем виде, как разрешить какие-то конфликты. И получается, что школа формирует академический интеллект, а семья социальный. И тут помощь родителей неоценима, а у наших детей, к сожалению, есть только мы, которые должны в этом плане заменить семью.
4. Социальная компитентность – это очень широкое понятие. Перечисляем некоторые факторы:
-коммуникативные навыки или навыки общения.
-правовая и экономическая грамотность.
-чувство ответственности и понимания, и где это чувство ответственности заканчивается.
-умение разбираться в социальных ролях. И тут тоже нужно объяснить детям, что, например, взрослые не просто сделали им замечание, а выполнили свои профессиональные обязанности, т. е. играют свои социальные роли. Для наших детей, дальнейшее обучение в школе, жизнь в семье предполагает наличие социальных ролей, и понимания, что это присутствует в обществе.
-умение устанавливать долговременные партнерские отношения.
-способность управлять собой.
-способность повести за собой или социальная уверенность.
5. Развиваем соц. компитентность. Нам важно понимать, что социальная компитентность развивается в обычной повседневной жизни. Происходят разные повседневные ситуации. И не всегда ребенок может понять, как это произошло и что с этим делать. И тогда ему очень важно поделиться этим со взрослым, может даже не со взрослыми (нами, а со старшими братьями и сестрами, чтобы получить какую-то подсказку. И здесь не бывает какого-то стандартного совета, ребенку придется найти свою линию поведения, может это и не получится сразу. Тут ребенку нужно не просто подражать, а найти что-то свое. Хотя, подражание – это начало развития социальной компитентности. Т. е., социальная компитентность развивается так сказать «в приглядку», но все равно ребенку нужно объяснять: как мы делаем, для чего мы это делаем и т. д.
6. Коммуникативные навыки, которые у ребенка будет встречаться в школе каждый день. Или он наблюдает за этим, или же он сам становится участником. И тогда ему надо иметь некие шаблоны поведения, как реагировать на различные ситуации.
-Реакция на критику.
-Выражение поддержки. Когда дети находятся в коллективе, не только в школе, но и здесь, в детском доме, происходит много ситуаций – дети видят как кто-то расстраивается или радуется. Если дети не взаимодействуют, если они не отражают состояние друг друга, они чувствуют себя разобщенными. Как только дети начинают поддерживать друг друга – это сразу меняет атмосферу в их детском коллективе.
-Открытое выражение своих требований, желаний, просьб. Здесь взрослым необходимо объяснять, как это правильно нужно делать.
-Умение говорить «нет».
-Владение навыками поведения в конфликте.
7. Реакция ребенка на критику. Что делать ребенку, если его обзывают? Обзывания – это такой вид критики, который является унижающим. Если ребенка критикуют, и он обижается, нам надо с ним разобрать, что именно ему сказали, как это было сказано и насколько он считает справедливой эту критику.
-Если эта критика справедливая, то она очень полезна для ребенка. Из нее он может узнать, что именно происходит, и что люди думают о нем. Справедливой считается та критика, которая по большей части относится к действительности. И тогда мы можем задавать вопросы и признать, что ребенок был неправ.
-Если критика была несправедливая, то это означает, что взрослые в чем-то не разобрались. Часто дети обижаются и уходят от события. И было бы очень полезно, если бы ребенок рассказал, как он видит событие. В критике очень важно не выходить из события, а продолжать разговаривать. Исключение составляет критика унижающая или замаскированная.
-Замаскированная критика часто звучит в форме вопроса. Пример: ты что тут самый умный? Такую критику нужно уметь игнорировать.
-Унижающая критика направлена изначально на оскорбление. Она бывает нужна, чтобы самоутвердиться за чей-то счет. Как правило обзывают тех детей, которые на это реагируют, плачут. И чем больше ребенок будет реагировать, тем чаще он будет получать такую критику. Психологи советуют не реагировать, но не все дети могут. И тут важно научить ребенка, как с этим справиться. Важно, чтобы ребенок оставался спокойным, и тут важна самоподдержка.
8. Самоподдержка. Есть некоторые правила самоподдержки. Но, для того, чтобы ребенок начал этими правилами пользоваться, с ним нужно потренироваться:
- Например, если ребенок очень разозлился, то он может посчитать до 10-20, чтобы не сказать в ответ что-то грубое.
-Можно повторять фразу «Спокойствие, только спокойствие!» Либо фразу «Кому-то нужно быть умнее!» и т. д.
Но все это надо, конечно, пробовать заранее, т. к. в стрессовой ситуации ребенок должен уже это знать. Здесь важна постоянная поддержка взрослого. Взрослые могут рассказать о своем опыте, как он справлялся в стрессовой ситуации.
9. Есть еще такой навык как выражение поддержки другому человеку. Самый простой пример такого навыка – это похвала или комплимент. Если ребенок проснулся в хорошем настроении, сделал что-то правильное, хорошее, то похвала сделает ему климат на весь день. Опять же, это должно быть чем-то обыденным, повседневным. И тогда ребенку не составит труда сказать тоже самое другому, своим друзьям, а потом и взрослым. Но! здесь педагоги чаще всего учат сочувствию, сопереживанию, и очень редко радоваться вместе с другими.
10. Сложный навык –выражение своих требований. В нашей культуре этого нет. Если мы начинаем что-то требовать, то это делается чаще всего в агрессивной форме. А ребенок, зачастую, терпит и вынашивает в себе какие-либо требования. Этого делать нельзя, ребенок замыкается и, войдя во взрослую жизнь, не сможет правильно высказывать свои требования. Здесь очень важна формулировка требования, чтобы не разозлить другого.
Форма: «Я – высказывание». Чем эта форма хороша? Она мягкая, вежливая, менее возбуждает ответное недовольство. И для ребенка важно, чтобы это было в повседневной жизни.
11. Правила уверенной просьбы. Чем отличается требование от просьбы? Требование –это то, на что мы имеем право, это то, что наше и мы хотим это получить. Просьба – это то, что мы хотели бы получить от другого человека, но он нам этого не должен. Очень часто дети не понимают, что на просьбу может быть законный отказ. И это не повод для обиды. Если мы просим, то человек имеет право отказать. Ребенку важно объяснить, что мы отказали ему, не потому что мы его не любим, а потому что у нас нет для этого возможностей. Здесь перечислено, как лучше следует попросить:
-Уверенно подойти к человеку, улыбнуться ему, посмотреть в глаза.
-Скажи, о чем ты просишь его спокойным, нетребовательным тоном.
-Объясни, зачем тебе это нужно.
- Используй вежливые слова.
- Поблагодари за выполнение твоей просьбы.
Опять же, все это нужно пробовать с ребенком заранее и постепенно вводить в повседневную жизнь.
12. Отдельный навык – «Как говорить «нет». Дети детских домов в большей степени подвергнуты негативному влиянию со стороны. Оказавшись на улице, они не могут отказать. Например, попадая в школу, дети вовлекаются в разные плохие истории. Их могут поймать на «слабо» или же сказать, что все так делают, тем самым спровоцировать на дурной поступок. Некоторые, конечно, хотят сделать что-то плохое, но, как правило, наши дети просто бояться сказать «нет».
Правила уверенного отказа:
-Встань в позу уверенного человека (выше подними голову, распрями плечи).
-Сначала скажи слово «Нет», а потом объясни, почему ты так сказал.
-Если другой продолжает настаивать, повторяй только слово «нет», до тех пор, пока он не убедится в твоей уверенности.
-Если сможешь, предложи другие способы решения спорной ситуации.
И здесь наша задача: прежде чем ребенка куда-то выпускать, надо научить его твердо говорить «нет».
13. Конфликты (еще один коммуникативный навык). Конфликты бывают разные. Если поведение в конфликте ничему ребенка не учит, то он выбирает одну из двух стратегий, которые заложены у нас изначально. Активные дети выбирают борьбу. Пассивные дети выбирают избегание. В итоге, конфликтная ситуация не разрешается ни в том, ни в другом случае, и даже конфликты учащаются. В случае даже избегания идет уничтожение личности, т. е. ребенок начинает себя плохо чувствовать, его тошнит, постоянно что-то болит, в итоге – замыкается в себе.
Чтобы конфликтов избежать, мы должны учить ребенка уметь разбираться в ситуации. Нужно обсуждать.
14. Конфликт со взрослым. Часто дети настолько обижены на взрослых, что не хотят общаться, некоторые задираются. Наших детей этому, конечно, нужно учить.
-При общении со взрослым учитывай его статус.
-Будь вежлив: это лучшая защита в конфликтных ситуациях.
-Постарайся увидеть сложившуюся ситуацию глазами взрослого.
-Помни – у взрослого нет цели навредить тебе, он выполняет свои профессиональные обязанности (играет роли).
-Не молчи, когда тебя спрашивают: расскажи, как ты понимаешь ситуацию.
-Не оправдывай себя! (Меня не понимают, меня не ценят и т. д.).
-Считайся с чужим мнением.
-Анализируй свои отношения с людьми, предлагай свои решения.
Наши дети этого всего делать не умеют. Наша задача – научить, объяснить, показать и конечно же повседневно применять.
15. Очень важно ребенку давать еще и обратную связь. Семья – это та сфера, где можно многому ребенка научить, потому что родители находятся с ним в разных социальных ситуациях. Наши дети лишены этой возможности. И у наших детей социальная компетентность не сформируется на том, что мы когда-то один раз что-то рассказали. Она формируется в очень конкретных ситуациях. Поэтому, куда бы мы не пошли с детьми, а ходим мы с ними, к сожалению, очень мало, мы везде можем ее формировать. Если с ребенком проделывать что-то, он приобретает навык и далее – это формирование его социальной компетентности. Но, если мы что-то говорим и читаем нотации – это уже не компетентность. Очень важно, чтобы ребенок будучи еще в дошкольном возрасте куда-то со взрослыми выходил. Именно в этом возрасте дети очень любят ходить в разные места. И для них это что-то интересное, какое-то приключение. И очень важно ребенку рассказать про то место, куда идете, тогда у него не будет возникать шоковая ситуация, ему не так будет страшно или не страшно вовсе.
Потом постепенно необходимо давать ребенку самостоятельность, но эта самостоятельность должна быть под присмотром. Потом можно вместе разобрать ошибки, сделать выводы. Ну и постепенно расширять зону самостоятельности. В условиях детского дома это сделать сложно, но ребенку это просто необходимо для формирования его социальной компетентности.