Таисия Козловцева
Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников.
«Дети волонтеры»
Нравственное - патриотическое воспитание целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости.
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма начинается с любви к малой Родине. Привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.
Для этого я знакомлю детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Подводила к пониманию того, что станица - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну. Знакомлю детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Ставропольского края.
Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.
Как правило, во вновь образующихся детских коллективах очень много конфликтных ситуаций, обид, драк, жалоб между детьми. Так было и у нас в группе.
Знакомила детей с правилами поведения и учила использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений.
Например:
- хочешь играть, попроси разрешения;
- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
- играя, думай, чем помочь товарищам;
- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это вежливо;
- внимательно выслушивай всех участников;
- будь справедливым в игре;
- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.
Зная эти правила, дети сами научились оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Систематически веду работу по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Для формирования у детей своей группы доброжелательных отношений использовала все доступные формы и методы работы:
•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
•непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.
Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать еще легче, чем просто в обычной жизни.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам. При использовании допустимых способов руководства все это будет иметь положительный эффект: дети будут стараться быть вежливыми не только в игре, но и в жизни.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: "Капитаны", "Строители" и др.
Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература. Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Это произведения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А. Барто "Вовка добрая душа», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А. В. Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово».
Проводила практические тренинги для разрешения ситуаций:
- помоги другу,
- как нужно обращаться с просьбой,
- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая у другого ребенка,
- как нужно здороваться (прощаться,
- как надо просить прощение.
Немаловажное условие развития доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, содействует развитию нравственных начал.
Зададим себе вопрос: А сами то мы всегда поступаем нравственно? Не подглядел ли ребенок наши поступки, не взял ли для себя модель неадекватного поведения.
Необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В нашем детском саду пробуем реализацию технологии эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Это поможет старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Разновозрастное общение между детьми формирует ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Это постепенно входит в практику педагогической работы.
Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, устраивать «Дни помощи».
Помогать можно во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам.
А еще необходимо научить детей делать подарки и дарить искренне, от всего сердца. Это не просто, особенно для ребенка, привыкшего только получать все самое лучшее. Этому надо учить детей. Умение делать подарки - это труд, это воспитание сердца. Дети нашей группы смастерили игрушечные телефоны для малышей, они были очень рады.
У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Цель технологии «Дети волонтёры»
- это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии
«Дети волонтёры» следующие:
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Можно включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Проводить «Клубный час», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.