Ольга Балакина
Проект опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольника «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные исследователи»
Вид проекта: познавательно- исследовательский проект.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 5 недель.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольника „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет опытно-экспериментальная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Эксперимент — важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование — естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Цель проекта:
Развить творческую, познавательно — исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи проекта:
Образовательные:
Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.
Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.
Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать интерес к исследовательскому поиску.
Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.
Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится проект:
Познавательное развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Формы работы и методы работы.
Экспериментальная деятельность.
ООД.
Наблюдения на прогулках.
Чтение художественной литературы.
Беседы.
Работа с родителями.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
II этап - основной (практический).
III этап - заключительный.
План-график реализации проекта.
1 этап. Подготовительный (1-я неделя)
Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.
Создание предметно — развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
2 этап. Основной (2-я неделя)
Тема: «Лук - зелёный друг»
Познавательная деятельность:
Беседа с детьми: «Полезная пища»
Беседа: «Витамины для детей»
Беседа: «Лук всем полезный друг».
Разгадывание загадок о луке.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»
«Золотистый и фиолетовый лук»
«Вырастит ли лук в темноте?»
«Выращивание лука в обычных условиях»
Чтение художественной литературы:
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке.
Игровая деятельность:
Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»
Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин», «Столовая»
Продуктивная деятельность:
Рисование «Вырос зелёный лук».
Аппликация «Лучок-золотой бочок».
Лепка «Наша грядка»
Работа с родителями:
Консультация родителям: «Лук — лекарственное растение»
Тема: «Воздух» (3-я неделя)
Познавательная деятельность:
Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»
Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»
Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Как поймать воздух».
«Имеет ли воздух вес».
«Сухой из воды».
«Почему гаснет свеча».
«Движение воздуха».
Свойства воздуха. Прозрачность.
Чтение художественной литературы:
Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.
Чтение стихов: Д. Пономаревой «Воздушный змей», «Воздух», В. Скорнякова «Воздушный шар»
Чтение сказки «Продавец воздуха».
Игровая деятельность:
Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.
Пускание парусных корабликов по воде.
Подвижная игра «Самолеты».
Продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Какой бывает ветер»
Рисование на тему: «Выдувание кляксы»
Конструирование из бумаги корабликов.
Музыкальная деятельность:
Слушание мелодий, передающих шум ветра.
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за кружение листьев в воздухе.
Наблюдение за полетом птиц.
Наблюдение за движением облаков.
Наблюдение за ветром.
Работа с родителями:
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Тема: «Вода» (4-я неделя)
Познавательная деятельность:
Беседа «Полезные свойства воды. Люди добывающие воду»
Беседа «Вода вокруг нас»
Беседа «Вода нужна всем»
ООД «Роль воды в жизни людей, животных и растений».
Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов Земли.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Имеет ли вода форму?».
«Какого цвета вода?»
«Вода- растворитель».
«Тонет - не тонет».
«В какой воде легче плавать?».
«Послушная водичка».
Чтение художественной литературы:
Чтение экологической сказки «Живая вода»
Чтение стихов: А. Хината «Вода», Д. Сучкова «Ручеек», «Река», И, Бараева «Волна»
Чтение сказки «Четыре стихии».
Игровая деятельность:
Дидактические игры «Волшебница-вода». «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Продуктивная деятельность:
Окраска воды с помощью красок.
Рисование на тему: «Дождливый день»
Аппликация: «Кораблик»
Музыкальная деятельность:
слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя, классических музыкальных произведений о воде.
Наблюдения на прогулке:
Наблюдение за дождем.
Наблюдение за росой.
Трудовая деятельность:
Опрыскивание растений в уголке природы.
Работа с родителями:
Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома».
3 этап. Заключительный. (5-я неделя)
Обработка результатов по реализации проекта.
Полученные результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Повышение интереса родителей к данной проблеме.
Литература:
Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».
Менщикова Л. И. «Экспериментальная деятельность детей 6 7 лет — Волгоград: Учитель, 2009г.
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации — М: АРКТИ.
Приложение:
Эксперимент № 1
«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»
Сажаем лук в разные стаканчики с влажной и сухой землёй, не забываем зарисовать.
Вывод: Лук не растёт в сухой земле. Его обязательно нужно поливать.
Эксперимент № 2"Золотистый и фиолетовый лук"
Какой же из них даёт первые ростки?
Прошла неделя и у золотистых и фиолетовых луковиц появились ростки зелёных перьев.
Вывод: независимо от цвета лука и размера появляются ростки и у золотистых и фиолетовых луковиц, и на вкус луковые перья одинаковые.
Эксперимент № 3"Вырастит ли лук в темноте?«
Посадили лук в землю в тёмное место, поливали. Прошла неделя, но ростков не было. Ровно через неделю появились слабые, жёлтого цвета ростки.
Вывод: отсутствие одного компонента (свет) влияет на рост лука, он растёт намного медленнее.
Эксперимент № 4 «Выращивание лука в воде»
Для роста растения есть свет, тепло, вода. Луковицы выпустили огромное количество корней, но зелёные ростки появились через две недели.
Вывод: Лук в воде прорастёт намного медленнее, чем в земле.
Эксперимент № 5"Выращивание лука в обычных условиях«
Посадим лук в тепло, в прогретую землю, в светлое место, регулярно поливали.
Вывод: Выросли красивые, длинные сочные, зелёные перья. Растению для хорошего роста необходимы: свет, тепло, вода. Лук быстрее прорастает в земле.
Опыт №1 «Движение воздуха».
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Вывод: Ветер - это движение воздуха.
Опыт №2 «Что легче?».
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой. Наклонить стакан. Появляются пузырьки воздуха, быстро поднимается наверх. Они легче воды.
Вывод: Воздух легче воды
Опыт №3 «Как поймать воздух»
Чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмем пакетик. Что в нём?
А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему?
Вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку.
Опыт№4
Детям предлагается стакан воды и соломинка. Необходимо подуть в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? А откуда берётся воздух? Из нас.
Вывод: Воздух выходит из воды.
Опыт №5
Закрыть рот и нос, и не дышать.
Вывод: Человек не может без воздуха
Опыт №6 «Свойства воздуха»
Какого цвета воздух вокруг нас? (бесцветный). Вдохнуть ртом воздух и попробовать, какого он вкуса? (безвкусный). Вдохнуть носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
1. Опыт «Какой формы вода?»
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода — жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
2. Опыт «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана — один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко — не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
3. Опыт «Вода — растворитель»
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому — соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
4. Опыт «Тонет — не тонет»
Предложите ребенку проверить, какие из окружающих вас предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности. Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь. По одному опускайте эти предметы в таз с водой и наблюдайте за происходящим.
Понаблюдайте за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково? Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая? Не забудьте записать свои наблюдения и заодно ненавязчиво расскажите о том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.
5. Опыт «В какой воде легче плавать»
В соленой воде плавать легче, чем в пресной, потому что соль делает воду более тяжелой: если вы возьмете два баллона одинаковой емкости, в одном из которых будет соленая, а в другом пресная вода, то баллон с соленой водой будет весить немного больше. А чем больше плотность (вес) воды, тем легче в ней плавать.
Предмет может плавать в жидкости, если его вес равен весу воды, которую он вытесняет или выталкивает (вода вытесняется для того, чтобы дать место предмету). Можно на это посмотреть с другой стороны: когда вы садитесь в ванну, то видите, что уровень воды в ней повышается. Если вы собьете ту воду, которую вытеснило ваше тело, вес этой воды будет равен весу вашего тела. Если вода имеет повышенную плотность, как соленая вода, то ваше тело вытеснит меньшее ее количество (т. е. для того, чтобы уравняться с весом вашего тела, потребуется меньше воды, и вы, всплывая, окажетесь выше, чем если бы всплыли в пресной воде.
6. Опыт «Послушная водичка»
Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов, развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.
Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку — вынимайте. Что происходит? (вода впиталась в губку — и банка оказалась почти пустой)
Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)
Давайте подведём итоги исследования (объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.