Китаева Александра
Проект «Огород на подоконнике» в старшей группе
▼ Скачать
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Возраст детей: 5-6 лет.
Разработчик проекта : Воспитатель старшей группы Китаева Александра Валерьевна.
Участники проекта : Дети, родители, воспитатели старшей группы.
Продолжительность проекта : среднесрочный (4 недели).
Сроки реализации проекта : 3 03.2023-4.04.2023г.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ в старшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности с целью выращивания культурных растений в комнатных условиях; воспитание у детей любви и бережного отношения к природе; создание огорода на подоконнике.
Актуальность:
Вот и закончилась зима! Но за окном еще лежит глубокий снег, и ночные заморозки не дают ему быстро растаять. Солнце всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Совсем скоро придет время посадок. Неугомонные огородники вовсю занимаются выращиванием рассады для своих участков.
Создание огорода на подоконнике в группе детского сада – это не только познавательное, но и очень приятное занятие, особенно когда за окном ещё лежит снег. Уже хочется не только отведать свежие дары природы, но и полюбоваться цветами зелени. Очень приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, салат и даже редис. Огород в группе – это отличный способ развеять сезонную тоску, а вместе с тем получить много новых, интересных и полезных знаний, своими глазами увидеть волшебные превращения сухого семени в зеленый росток, который, возможно, принесет богатый урожай.
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры ребёнка. Проектная деятельность позволяет сформировать у детей глубокие знания в области экологии. Используя различные методы и приёмы работы по проекту, можно добиться не только достаточного уровня освоения программного материала, но и формирования определённых личностных качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, социализации, формированию эстетических представлений и стремлению украшать мир вокруг себя, сохраняя и приумножая природные богатства.
Приоритетная область: познавательное развитие.
Интегративные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательная область
Задачи
Познавательное развитие Расширить представление детей о культурных растениях;
Познакомить детей с особенностями выращивания некоторых культурных растений;
Обобщать представления детей о необходимости тепла, света, влаги для полноценного роста растений;
Формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек» : люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами людей;
Речевое развитие -Развивать связную речь детей;
-Совершенствовать навыки детей в составлении описательных рассказов с использованием мнемотаблиц;
-Формировать умение составлять сюжетный рассказ по картинкам, соблюдая последовательность, точность, выразительность;
-Обогащать активную речь детей лексикой по темам «Овощи», «Труд на огороде»;
-Совершенствовать грамматический строй речи детей.
Социально-коммуникативное развитие Подводить детей к самостоятельному желанию ухаживать за растениями;
Развивать чувство ответственности за создание благоприятных условий в мини-огороде;
Воспитывать бережное отношение к коллективному труду и личную ответственность за его результаты;
Развивать умение детей коллективно работать над заданием, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
Художественно-эстетическое развитие Продолжать развивать творческий потенциал детей, поощряя индивидуальность и неповторимость.
Поощрять разнообразие творческих работ и их вариативность;
Формировать умение правильно отражать свои наблюдения в рисунке (ведение журнала наблюдений)
Физическое развитие
Развивать у детей крупную и мелкую моторику;
Совершенствовать умение детей координировать слова с движениями;
Поддерживать у детей интерес к играм различной подвижности;
Создать условия для закаливания детей при работе с водой и почвой;
Формы реализации проекта :
- НОД, свободная деятельность детей, совместная деятельность детей и педагогов, деятельность детей и родителей;
-Наблюдения, опыты;
- Беседы;
- Игры разной направленности (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на дыхание, эстафеты и другие);
- Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр мультимедийных презентаций;
- Совместные с родителями праздники и развлечения;
- Трудовая деятельность детей.
Работа с родителями:
- Помощь родителей в приобретении грунта, контейнеров для рассады, семян;
-Печатные консультации: памятки, рекомендации;
- Участие в конкурсе «Огород на подоконнике»;
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. Опытным путем детей добьются необходимых условий для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием посевного материала.
4. У детей будет сформировано бережное отношение к растительному миру.
5. Сформируется уважительное отношение к труду и его результатам.
6. В группе будет создан огород на подоконнике.
7. Совместными усилиями будет оформлен дневник для фиксации наблюдений за ростом растений в огороде на подоконнике.
8. Родители примут активное участие в реализации проекта, что будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап.
1. Постановка цели и задач, составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
2. Подбор демонстрационного материала.
4. Подбор художественной литературы.
5. Приобретение и самостоятельное изготовление емкостей для рассады, леечек, украшений.
6. Создание дидактических игр «Разрезные картинки по темам «Овощи» и «Фрукты», «Угадай, что спрятано?», «Что ты знаешь о?», «Четвертый лишний», «Вершки и корешки», «Приготовь салат», «Узнай на вкус», «Где прячутся детки?»
7. Подбор материала для продуктивной деятельности.
8. Изготовление папок-передвижек с консультациями для родителей.
Основной этап.
Направления по образовательным областям Совместная деятельность взрослых и детей. Взаимодействие с родителями, социальными партнерами.
Познавательное развитие.
НОД ««Семена и условия их прорастания»;
Просмотр презентации «Загадки с грядки»;
Беседа «Что необходимо растениям для роста?»;
Игра-презентация «Зеленая аптека»;
Наблюдения «Растут ли наши растения?»
Рассматривание иллюстраций овощных культур. Консультация «Огород на подоконнике»
Приобретение материалов для опытнической деятельности.
Речевое развитие.
Д/и «Что ты знаешь о…»
Д/и «Опиши, чтобы мы узнали»
Составление рассказа по мнемотаблице.
Составление рассказа по сюжетным картинкам. Составление с детьми рассказов о помощи взрослым на огороде.
Социально-коммуникативное развитие.
СРИ «Готовим витаминный салат»
НОД с родителями «Пугало огородное»
НОД с родителями «Огородники»
Участие в досуге с театрализацией и совместным приготовлением овощного салата.
Художественно-эстетическое развитие.
Мастер-класс «Пугало огородное»
Рисование «Корзина овощей»
Рисование «Лейка»
Аппликация «Варенье для Карлсона»
Аппликация «Яблоневый сад»
Оригами «Тюльпаны»
Организация выставки детских работ.
Помощь в оформлении дневника наблюдений.
Физическое развитие.
Физкультминутка «Огород»
Физкультминутка «Во дворе растет подсолнух»
Физкультминутка «Фрукты»
Физкультминутка «Удивляемся природе»
Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночек»
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»
П/и «Воронята»
П/и «Быстро возьми»
Заключительный этап.
1. Оформление дневника наблюдений.
2. Выставка детского творчества.
3. Досуг для детей и родителей «Сам готовлю я салат».
4. Презентация проекта. Обобщение педагогического опыта воспитателям в ДОУ.
Полученный результат.
В процессе работы над проектом дети познакомились с культурными растениями.
У них сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по
выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Дети наблюдали за ростом растений в разных условиях, устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – свет, растения – кислород, учились анализировать, делать выводы. В результате практической и опытнической деятельности ребята получили оптимальные условия для роста растений.
Маленькие участники проекта стали бережнее относиться к растительному миру, научились вместе трудиться и ценить результаты своего и чужого труда.
Была самостоятельно выращена рассада цветов для высадки в открытый грунт, посажены саженцы деревьев для озеленения прогулочного участка.
Дети совместно со взрослыми оформили «Дневник наблюдений», в который вошли как рисунки детей, так и другие интересные материалы: фотографии, картинки овощей, загадки, викторины, образцы семян овощных культур.
В ходе совместной с родителями деятельности детский коллектив стал дружнее, появились планы для будущих проектов.