Ольга Тарасенко
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Январь 2021:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Просмотр презентации «Казачьи народные традиции» Цель: познакомить воспитанников с народными Святочными гуляньями.
Музыкально- познавательный вечер Святочных посиделок.
Цель: формирование у детей положительное отношение к народным традициям, посредством знакомства с местным фольклором.
«Игры донских казачат».
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края“, Часть 2» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Цель: познакомить с традициями, бытом, культурой Донского края. Традиционные народные игры донских казаков воспитывают будущих защитников родной земли и будущих хранительниц домашнего очага.
Совместная деятельность родителей и детей :
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»»
Февраль 2021:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
«Музыкальная гостиная»
"Живет в народе песня".
Цель: познакомить детей с народными казачьими песнями, воспевающими любовь к родному краю природе, жителям края, раскрывающими особенности характера казака мужество, храбрость, готовность оберегать родную землю; воспев красоту земли Донской, природы родного края и т. п.
"Ой-ты, Дон широкий" (рисование).
Цель: Расширение представлений дошкольников о различных способах передачи движения воды. С помощью изобразительных средств учить детей соединять в одном рисунке изображение нескольких предметов, объединяя их общим содержанием (например, изображение деревьев, рыбы, лодки и т. п.).
Тематический вечер «Великий атаман Дона»
Цель: расширить знания детей об одном из самых известных донских атаманов.
Праздник «Мы — маленькие патриоты нашей необъятной Родины»
Цель: формировать у дошкольников ценностное отношение к культуре и истории своей Родины.
Совместная деятельность родителей и детей :
Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Работа с педагогами:
Педагогический совет «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Март 2021
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Краеведческая экскурсия в парк «Природа весной. Первоцветы»
Цель: .уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
«Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая».
Цель: формирование у детей положительное отношение к народным традициям, посредством знакомства с местным фольклором.
Конкурс «А ну-ка, казачки!»
закрепить знания детей о жизни, быте и культуре Донского казачества; о воспитании девочек в казачьей семье.
Совместная деятельность родителей и детей :
Семинар -практикум по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.
Работа с педагогами:
Консультации: «Формирование основ экологической культуры через привитие любви к родному краю»
Апрель2021
«Казак рождается воином»
Сформировать у дошкольников интерес к истории Донского края, познакомить с военной жизнью казаков, рассказать о воспитании мальчиков, как будущих воинов, казачка – хранительница домашнего очага.
Участие в районной акции «Посади и ты, дерево!»
Цель: пробудить в детях осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по облагораживанию природы родного края.
Оформление стенда с фотографиями " Наш Донской казачий край"
Цель: создание условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного края.
Совместная деятельность родителей и детей :
Родительское собрание «Воспитание любви к родному краю в семье».
Совместное участие в районной акции.
Работа с педагогами:
Доклад на педагогическом совете: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой»
3 этап -обобщающий, май 2021
Методы и приемы:
- диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование;
- коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
Виды познавательной деятельности в нравственно- патриотическом воспитании :
-организованные занятия;
-совместная деятельность;
-праздники и развлечения;
-наблюдения в быту и природе;
-экскурсии в музей и детскую библиотеку;
-организация конкурсов и рисунков и поделок;
просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- сюжетно-ролевые игры с использованием казачьих традиций, обычаев; участие в фольклорных праздниках.
- инсценировки казачьих сказок.
Методы и приемы, используемые в реализации проекта :
- диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование; коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр презентаций;
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты;
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя.
Основные формы реализации проекта :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- в свободной деятельности;
- целевые прогулки по городу;
- виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
- работа в мини-музеи детского сада.
- Чтение художественной литературы
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта :
- Рассказы родителей о своих семьях.
- Рассматривание семейных альбомов.
- Экскурсии с детьми по городу и Донскому краю.
- Посещение музеев, достопримечательностей города.
- Совместные праздники, посиделки, развлечения, конкурсы, родительские
- собрания.
- Оказание помощи в материальном обеспечении проекта : предметы домашнего, обихода, предметы народно-прикладного искусства, предметы живописи, художественная литература.
Результаты работы:
1. Детей
- дошкольники имеют представление о донском крае, своем населенном пункте, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать;
- владеют основными культурными способами деятельности, способны проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др, имеют заинтересованность в познании истории и культуры родного края, общении с ней;
- имеют социокультурный опыт, как опыт жизнедеятельности ребенка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания произведений искусств донских авторов, общения в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
2. Педагогов:
- повысили педагогическую компетентность по теме;
- создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города и края;
- пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д. ;
- развили детский интерес к познавательно - исследовательской деятельности в различных формах образовательной деятельности;
- способствовали развитию собственных традиций в совместной творческой деятельности детей, деловых взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми;
- создали условия для обмена информацией о истории и культуре родного края между педагогом и родителем, родителем и ребенком, педагогом и ребенком;
- организовали воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов деятельности;
- Повысился профессионализм;
- Внедрены новые методы в работе с детьми. Самореализация педагогов.
-
3. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика формирования духовно-нравственной культуры каждого ребенка.
4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и использование собственного опыта в качестве источника обучения.
Литература по обеспечению проектной деятельности :
1. Арапов-Пискарева Н. А. Мой родной дом. Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.-457с.
2. Буре Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика - Синтез, 2012. 80 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
4. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. М. : 2000. 276 с.
5. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
6. 9. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г. г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
7. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
8. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
8. Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
9. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.
10. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
11. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
12. К. Г. Малыхин "История Донского края" издательский центр " Март" 2006г.
13. Астапенко Г. М. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17-20 веках – Ростов н/Д, 1994 г.
14. Астапенко М. П. Хрестоматия по истории Донского казачества. Ростов н/Д, 1994 г.
15. Левченко В. С. История Донского края. Ростов н/Д, 2005г
16. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л. Ценностно – смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). Ростов н/Д, 2005г.