МААМ-картинки

Проект «Научно-исследовательский центр «Росток» в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

Татьяна Рязанова
Проект «Научно-исследовательский центр «Росток» в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний о природе и явлениях погоды. Современные требования дошкольного образования направили нас на поиск новых средств, методов и форм экологического воспитания, которые смогут помочь в обучении детей основам экологии. Проводя работу в данном направлении, мы утвердились в том, что приоритет в работе, целесообразно предоставить практическим формам обучения детей, включающим в себя создание объектов предметной пространственной среды.

Публикация «Проект „Научно-исследовательский центр „Росток“ в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Одной из таких форм работы стала реализация проекта по созданию науно-исследовательского центра «Росток», который позволяет педагогу отойти от стереотипов проведения наблюдений на прогулке в мир исследований и открытий, а также предусматривает возможность своей постоянной модернизации и наращивания возможностей.

Науно-исследовательский центра «Росток» включает: метеоплощадку и теплицу на территории парка детского сада.

Большинство проживающих в городской местности детей не очень тесно общаются с природой. Не все из них имеют возможность увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах. Дошкольники смогут наблюдать, как природные явления (дождь, солнце, ветер и т. д.) влияют на рост растений.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве организованного научного центра «Росток».

Задачи:

- организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве научного центра «Росток» для систематических наблюдений за погодой и ростом растений;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных

опытов, через различные виды деятельности;

- расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой;

- знакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования;

- познакомить детей с процессом выращивания огородных культур томата, перца болгарского, огурца, петрушки, салата, укропа, капусты, редиски.

- познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петушки, укропа, зеленого лука.

- развивать у детей познавательную активность.

- воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к окружающему миру природы и ее объектам.

- формировать у детей желание участвовать в трудовой деятельности,

- вызвать у детей интерес к конкретным объектам - огородным культурам, через стихи, загадки, исследовательскую деятельность.

- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста данных культур.

- формировать умение наблюдать за изменениями роста огородных культур в условиях теплицы и на открытом пространстве.

- научить детей видеть результат своего труда.

- способствовать развитию партнерских отношений с семьями воспитанников через привлечение к участию в проекте.

- способствовать экологическому просвещению родителей.

Обоснование необходимости проекта

Мы считаем, что использование научного центра, как средство формирования экологических представлений актуален по тем причинам, что:

Во-первых, в пространстве центра традиционный процесс наблюдения за явлениями природы, погоды и ростом растений становится более интересным и познавательным. Это обусловлено тем, что стремление экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире является естественным состоянием ребенка.

Во-вторых, занятия на метеоплощадке, которые дошкольники воспринимают как игру в метеорологов, помогают знакомить их с элементарными метеорологическими приборами и способами их применения в практической деятельности.

В-третьих, в ходе организованной деятельности в пространстве научного центра, детей развиваются не только исследовательские умения, но и коммуникативные навыки, нравственная и эмоциональная сферы.

Вид проекта : познавательно – исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный (март 2022г. - октябрь 2022г).

Участники исследовательской деятельности: дети 5-7 лет, педагоги, родители воспитанников.

Место проведения: групповая и приусадебная территория МКДОУ «Теремок».

Методы и способы проекта : теоретические – анализ научно-популярного материала по теме; практические – беседы и организованная деятельность, опыты и эксперименты, дидактические игры и упражнения.

I. Содержание проекта

1. Предпроектная подготовка (апрель, 2022г.) заключалась в создании метеоплощадки и установка теплицы в экологическом пространстве детского сада. Необходимость создания метеоплощадки обусловлена выявлением следующих проблем:

- дети старшего дошкольного возраста не обладают достаточными элементарными представлениями о сезонных явлениях, о погоде и ее значении в жизни живых организмов;

- в ДОО недостаточно условий для организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Необходимость установки теплицы на территории парка детского сада обусловлена выявлением следующих проблем:

- дошкольник не обладают знаниями как растут некоторые огородные культуры, какие условия необходимы для их роста, чем они полезны, как используются в пищу.

2. Организация деятельности (май, 2022г.) предусматривает введение плана стратегических мероприятий, направленных:

- на подбор методик для выявления интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;

- на разработку плана мероприятий по формированию экологических представлений у дошкольников, освоению экологического материала через нетрадиционные формы работы;

- на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию экологических представлений дошкольников через поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения прогнозированию;

- на привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе по формированию экологической культуры у детей.

3. Этап реализации проекта (июнь – октябрь, 2022 г.) включает в себя мероприятия, направленные на решение следующих задач:

- обеспечение условий для реализации проекта;

- организация работы с воспитанниками по данной теме, практическая реализация плана мероприятий по формированию экологических представлений у дошкольников;

- разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по формированию у дошкольников экологических представлений о сезонных изменениях природы и их влияние на рост растений.

II. Ожидаемые результаты по завершении проекта

1. Созданы экологические объекты (метеоплощадка, теплица) для формирования экологических представлений через нетрадиционные формы работы.

2. Педагоги приобрели новый опыт по воспитанию экологической культуры дошкольников.

3. Воспитанники владеют базовыми знаниями экологической культуры и грамотным поведением в природе.

4. Дети получили элементарные представления о погоде и ее значении для роста растений.

5. Владеют навыками использования метеорологических приборов для наблюдения за погодой.

6. У детей сформируются знания и представления о росте овощных культур, как в условиях теплицы, так и в не ее.

7. Создано единое воспитательно-образовательное пространство детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

III. Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение

- метеоплощадка на территории ДОО с составляющими ее выносными и стационарными метеорологическими измерительными приборами;

- экран наблюдений для фиксации полученных метеорологических данных;

- теплица на территории детского сада, со всем необходимым оборудованием (лейки, лопаты, грабли, халаты и перчатки для работы в теплице);

- Интернет-ресурсы;

- методическая литература, периодическая печать.

IV. Практическая значимость и новизна проекта

Проект, представленный нашей дошкольной организацией, ценен тем, что деятельность его не ограничивается определенными сроками. Оборудованная на территории детского сада метеоплощадка и теплица позволят вести системную воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, праздников и развлечений, познавательной деятельности, организовывать досуг семей воспитанников детского сада.

Кроме того научный центр «Росток», как структурный компонент экологического пространства детского сада, предусматривает возможность своей постоянной модернизации и наращивания возможностей: позволит разрабатывать различные экологические проекты, включая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры. Данный проект может быть реализован другими детскими садами, находящимися в шаговой доступности от нашего дошкольного учреждения, а так же учащимися начальных классов школ.

Новизна предложенного нами опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников в пространстве метеоплощадки заключается в том, что достигается эффект очевидного проявления начал экологической грамотности и культуры у детей, это сводится к следующему:

- Создание в детском саду условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания.

- Осуществление систематической работы с детьми по формированию экологических представлений, постоянное ее совершенствование.

- Повышение уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сфере детской личности при ее взаимодействии с объектами живой и неживой природы.

V. В процессе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

Проект помог формированию у детей интереса к огородным культурам, исследовательской деятельности с огородными культурами.

Проект способствовал приобретению дополнительных знаний о пользе и вреде природных явлений при выращивании огородных культур.

Проект повысил знаний детей о метеорологических приборах и способах их использования для сбора данных о погоде нашей местности

Проект способствовал формированию уважительного отношения к труду людей.

Проект помог привлечь к активной помощи родителей по вопросам благоустройства научного центра на территории детского сада.

• Способствовал развитию заинтересованности родителей и их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников.

В период реализации проекта дошкольники вместе с родителями принимали участие в посадке растений в домашних условиях. В процессе осуществления проекта была изготовлена коллекция семян огородных культур, благодаря чему дошкольники узнали и увидели, каких видов и сортов они бывают.

Данный проект подтвердил, что слаженная целенаправленная работа педагогов в тесном сотрудничестве с родителями способствовала развитию у детей познавательного интереса, формированию новых экологических знаний.

Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовала развитию партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению заинтересованности родителей жизнью детей в ДОУ, компетентности в вопросах экологического просвещения.

Таким образом, работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно.

Приложение 1

Перспективный план работы в пространстве

научного центра «Росток» в детском саду

Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения

Март-апрель

«Огород на подоконнике»

Посев семян овощей (помидор, огурцов, перцев, баклажанов) в ящик. Наблюдение за прорастанием помидор, перца, баклажана, огурцов, семени кабачка. Что необходимо для растений, чтобы они были крепкими, зелеными и здоровыми. Дать детям знания о необходимости света, полива, подкормки.

Посадка, наблюдение

Установка теплицы и приборов для метеоплощадки Привлечь родителей к установки теплицы и метеоплощадки.

Кто такой метеоролог?

Прогнозы метеорологов о погоде.

Знакомство с работой метеоролога, значение прогнозов погоды в самых различных целях (в сельском хозяйстве, для авиации, в судоходстве, в градостроительстве, простым людям). Беседа познавательного характера.

Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Д/игра «Водомер-умный прибор».

Какая бывает почва?

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы (глина, песок).

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

«Весна красна» Народные приметы.

Знакомить с приметами весны, которые могут предсказать погоду («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне»).

Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и

«Лунного календаря»

Май-июнь

«Путешествие внутрь грядки» Совместная деятельность по пикировке растений в горшке. Пересадка растений в теплицу и притепличную зону.

Наблюдение и практикум.

«Делаем дождь,

волшебница вода». Познакомить со свойствами воды.

Опыт-эксперимент.

Занятие на

метеоплощадке. Д/игра «Где живет вода?»

«Дождь льет-поливает, а мы замечаем…» Организация фиксирования наблюдений за дождем средством рисунка. Наблюдение-практикум.

Дождемер - прибор для измерения выпавших осадок в виде дождя.

Знакомство с принципом работы дождемера и его значения для роста растений.

Наблюдение-практикум.

Флюгер – прибор для определения скорости ветра.

Знакомство с ветрянным рукавом. Знакомство с принципом работы по определению ветра и его роль в жизни растений. Наблюдение-практикум.

Солнечные часы Знакомство с принципом работы солнечных часов по определению времени и их роль в жизни растений. Наблюдение-практикум.

Растения, которые предсказывают погоду –

«Одуванчик»

Знакомить с приметами, связанными с деревьями, которые могут предсказать погоду

Рассказать о растении – одуванчик и его способностях предсказывать погоду. Беседа, наблюдение.

Работа с родителями по облагораживанию территории научного центра

Посадка живой изгороди. Практикум

Беседа- практикум с детьми о правильном уходе за растениями в теплице. Познакомить о правилах ухода за растениями в закрытом помещении. Беседа

Создание экологических знаков

Разработать и создать эко-знаки на участке научного центра. Беседа, практикум.

Июль-август

Занятие «Растения –друзья и опасные растения»

Познакомить с растениями вредными для здоровья человека. Беседа. Наблюдение.

Беседа «Выросла репка большая- пребольшая» Конспект занятия на улице. Беседа. Наблюдение.

Рисование, лепка, аппликации на тему «Овощи»

Закрепить знания детей о строение овощей. Практика.

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудесные свойства овощей» Познакомить со строением овощей, их свойствами, пользой и вреде для человека.

Сбор урожая томатов в теплице и на огороде, рассматривание плодов, влияние погоды на рост растений. Учить делать выводы и заключение о росте растений в закрытом помещение и на открытой местности Наблюдение, практика

Бесприборные наблюдения за ветром

Учить детей определять направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев. Наблюдение. Практика.

Работа с родителями по формированию экологического воспитания детей в домашних условиях.

Работа на огородных участках дома. Практикум.

Фотовыставка.

Сентябрь

«Золотая осень» Народные приметы. Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать осеннюю погоду («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало» – сухая; «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат» и др.). Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и

«Лунного календаря»

Погода и человек.

Рассказать о том:

Как человек использует информацию о погодных явлениях?

Какие правила поведения диктует погода. Беседа познавательного характера.

Явления в природе осенью:

облачность, туман.

иней, листопад.

Рассказать какие бывают облака и как связано их появление с другими погодными явлениями- дождями, снегопадами и др.

Объясняем такое загадочное явление природы, как туман

Знакомим слушателей с причинами, по которым утром на траве и ветках деревьев образуется иней.

Рассказываем о том, почему осенью опадают листья с деревьев. Беседа с использованием художественной литературы.

В. Бианки «Лесная

газета. Октябрь», Э. Шим

«Отчего осень грустна», А. Майков «Осень», Т. Шарыгина «Приметы осени» Знакомство с произведениями.

Чтение произведений.

Уборка территории научного центра.

Подготовка грунта теплицы к зимнему периоду. Способствовал формированию уважительного отношения к труду людей.

Практика.

Работа с родителями по Организации выставки «Чудеса из овощей» Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей. Практикум.

Презентация итоговых результатов проекта для родителей и заинтересованных лиц (презентация)

Семинар- практикум

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Научно-исследовательский центр «Росток» в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 16 января 2023 в 12:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Научно-исследовательский центр «Росток» в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Рязанова (УИ 13521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД