Марина Сербина
Проект «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Маньковский детский сад общеразвивающего вида.
Проект
«Наши пернатые друзья!»
Средняя группа.
Проект
Составила:
Воспитатель:
Сербина М. А.
2019 г.
Проект : «Наши пернатые друзья»
Тип проекта : информационно- творческий
Участники: дети средней группы (4-5 лет) родители, воспитатели.
Сроки реализации: краткосрочный
Публикация «Проект „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
Проблема. Недостаточные представления детей о зимующих птицах, дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
что птицы летают
что у них есть перья, крылья.
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
как различить птиц по окраске;
какие корма предпочитают птицы.
спросим у родителей
прочтем в книге.
Наблюдение за
птицами.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
2. Расширить знания детей о зимующих птицах.
3. Формировать элементарные экологические знания.
4. Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
5. Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
6. Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
7. Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Перспективное планирование проекта;
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
6. Подобрать художественную литературу;
2. Основной этап.
№ Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность
1. Социально коммуникативное развитие. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор»,
Дидактические игры:
Домино - «Птицы».
Подвижные игры:
«Снегири»
«Воробушки и автомобиль»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Вороны»
«Воробушки и кот»
2. Изобразительная деятельность. Рисование. Тема: «Снегирь», «Зимующие птицы» .
Лепка. Тема: «Птички прилетели на кормушку сели и клюют зернышки»
Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»
3. Развитие речи. Чтение: И. Тургенев «Воробей», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи. Л. Квитко «Смелые воробьи», М. Горький «Воробьишко», В. Левин «Воробьиное купание», Ю. Казаков
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
4. Познавательное развитие. Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах»,
«Трудно птицам зимовать»,
«Пользу или вред приносят птицы?»,
«Кто заботится о зимующих птицах».
Дидактические игры:
«Угадай птицу по описанию»,
«Каких птиц зимой не увидишь».
НОД по ФЭМП:
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»,
«Четвёртый лишний»,
«Один – много».
Наблюдения:
-Наблюдение за птицами на кормушке.
-Наблюдение за синичками.
-Наблюдение за воробьями.
-Наблюдение за вороной.
-Наблюдение за голубями.
-Наблюдение за птичьими следами на снегу.
5. Физическое развитие. Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль».
Работа с родителями.
1. Консультации:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
2. Совместно дети с родителями изготавливают (кормушки, поделки, рисунки) с любовью к птицам.
3. Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
4. Просмотр мультфильмов.
5. Беседы с детьми по теме.
6. Заучить с детьми стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»
3. Заключительный этап.
Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.
Организация и участие родителей в изготовлении «Лучшая кормушка для птиц».
Выставка рисунков детей на тему «Мои пернатые друзья»
Приложение 1
Загадки к проекту «Зимующие птицы»
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик!
(сорока) Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)
Днем молчит,
Ночью кричит.
(сова)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится.
(синица). Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей)
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(воробей)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?
(синичка)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым.
(снегирем).
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера.
(снегирь).
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки!
(свиристели)
Приложение 2
Дидактические игры
«Кто как голос подает?»
Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т. д.
«Один – много»
Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
Одна ворона – много ворон,
Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»
Цель - научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Четвертый лишний»
Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица.
Голубь, дятел, снегирь, ласточка.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей ( повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! ( повторяют: «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».
Приложение 3
Поэтическая страничка к проекту
«Зимующие птицы»
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто
Снегири
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А. Яшин