Евгения Фомичева
Проект «Наши любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши любимые сказки»
Сроки реализации проекта : февраль -апрель 2016г.
Участники проекта
Дети младшей группы
Родители детей младшей группы
Воспитатели
Место проведения исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22
Усть-Лабинский район
Публикация «Проект „Наши любимые сказки“» размещена в разделах
Цель проекта : Формирование чувства патриотизма к исконно русскому. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Актуальность
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский.
Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.
Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Задачи проекта
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре.
-создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
-закрепить и расширить знания детей о сказках;
- Способствовать поддержанию традиций читать дома сказки.
- Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовью художественному слову.
-развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
-способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
-продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
- Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям сказок.
-создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Ожидаемый результат
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции читать детям дома сказки.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Читательская культура – это культура общения ребёнка с книгой, культура восприятия прочитанного, наличие возрастно-сообразных теоретико-литературных восприятий
• проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
• знать различные виды театров и уметь показывать их;
• уметь использовать различные средства выразительности;
• уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Образовательные:
расширить представление детей о сказках
-учить детей рассуждать,
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать культуру речи,
• знать и называть прочитанные сказочные произведения, тексты, персонажей, мораль;
Методы проекта :
Тактильно-мышечная наглядность;
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, словесные инструкции;
Пальчиковый театр, организация выставки детских работ;
Просмотр мультфильмов (Колобок, Репка т. д.) русские народные сказки
Оборудование:
картинки с изображение сказок, художественная литература; акварельные краски, белая бумага, кисти; мультимедийная установка.
Этапы реализации проекта :
1. Организацилнный этап
Цель: изучение теории, практики по работе по данному направлении, выбор форм и методов, программного обеспечения
Опрос родителей, воспитателей и детей по данной теме.
Изучение методической, теоретической базы. Анализ ресурсных условий (художественная литература, наглядно-дидактического материала и т. д.)
Составление перспективного планирования плана работы:
с детьми, с воспитателями, взаимодействия с родителями.
Подбор и систематизация наглядно-дидактического материала, ЦОР (подбор литературного сопровождения к физминуткам)
2. Деятельностный этап
Цель: практическая реализация данных планов и пополнение ППРС
Разработка конспектов занятий, бесед,
Организация тематических выставок и т. д.
Работа с детьми:
1. ОС с элементами художественно эстетического развития (рисование)
Тема: «Колобок»
Цель: -Воспитывать интерес к рисованию,
-Развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус;
-учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок
2. ОС с элементами художественно эстетического развития (Лепка)
Тема: «Курочка ряба»
Цель:
-Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов.
-Закрепить умение лепить круг и заострять один конец пальчиками.
-Продолжать учить детей пользоваться стекой.
-Вызвать интерес к моделированию предмета разной формы.
-Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству
Дидактические игры:
«Шкатулка со сказками», «Расскажем сказку вместе», «Помоги Колобку», «Сравни разных зверят», «Курочка-рябушечка», Лото «Путешествие по русским народным сказкам», «Угадай, что за сказка?»
Чтение литературных произведений
Чтение загадок и стихов про сказочных героев
Чтение сказок : «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба» и т. д.
Работа с родителями:
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Наши любимые сказки».
Предложить родителям почитать со своими детьми сказку на свое усмотрение;
Домашнее задание – просмотр и обсуждение русских народных сказок или мультфильмов : «Три медведя», «Гуси-лебеди» и т. д.
Консультации для родителей: «Зачем читать детям сказки?», «Что делать, если ребенка не привлекает чтение книг?», «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Сказка в воспитании и развитии ребенка», «Что такое сказка?»
Буклет «Сказка –это важно!», «Как книги помогают в развитии малыша», «Почитай мне сказку, мама!»
Работа с воспитателями
Консультация «Сказка- как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников», «Народные сказки», «Воспитание дошкольников сказкой»
3. Заключительный этап
1. Провести консультацию для педагогов и родителей
2. Создать презентацию по теме проекта
3. Подготовить материал для публикации