Ольга Орлова
Проект «Насекомые и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 25
Проект по экологическому воспитанию
тема:
«Насекомые и мы»
2017г
О ПРОЕКТЕ
Тип проекта - исследовательский, познавательно-
творческий, групповой
Вид проекта - краткосрочный, в течении двух месяцев
Руководители проекта воспитатели - Орлова О. А.
Соколова Н. В.
Участники проекта - обучающиеся средней группы,
родители обучающихся, воспитатели группы
Цель проекта :
Публикация «Проект „Насекомые и мы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
-формирование представлений детей о жизни насекомых.
Цель для педагога:
-формировать ключевые детские компетентности
через знакомство с насекомыми.
Задачи проекта :
-расширить и систематизировать знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
-расширить знания детей о их пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
-закрепить умение делать выводы, устанавливая
причинно – следственные связи между объектами живой природы;
-формировать навыки исследовательской деятельности;
-развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику;
-воспитывать бережное, доброжелательное отношение к живому.
Методы и приемы:
словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей,
чтение художественной литературы
наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения
игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, игра – драматизация
Актуальность:
Дети, во время прогулки часто наблюдают за насекомыми. Реакция ребят непредсказуемая, одни с интересом рассматривают, не боясь взять в руки, другие дети испытывают страх при виде маленькой букашки, а
кто – то не раздумывая может топнуть ногой и уничтожит беззащитное насекомое.
Побеседовав с детьми, мы поняли, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.
Во время прогулок, и игр дети часто задавали вопросы: «Приносят ли насекомые пользу или вред?»; «Почему насекомые прыгают, летают, бегают?», «Нужны ли насекомые?».
Так появилась проблема: «Приносят ли насекомые пользу или вред?», «О формировании любви к живой природе»
Проблема:
Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие знаний детей о жизни насекомых, и любви к живой природе.
Планируемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых;
- формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним;
-иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни насекомых;
- развитие умения делать выводы, рассуждать, наблюдать;
- формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности;
- Умение читать стихи о насекомых с использованием опорных схем (мнемотаблиц).
Продукт проектной деятельности :
- выставка детских работ: «Букашечки - таракашечки»;
- коллективная аппликация: «Божья коровка улети на небо…»;
-Выставка детских творческих работ: «Милые букашечки»
- альбом: «Вот они какие насекомые!».
Этапы работы над проектом
Этап 1 Подготовительный (организационный)
Цель: мотивация, целеполагание участников проектной деятельности.
Содержание деятельности: осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала по выбранной теме проекта ( подбор наглядных материалов: фото – и видео материалов, мультимедийных презентаций, иллюстраций о насекомых; подбор художественной литературы; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческий работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, альбомы, бросовый материал).
Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми, задавали вопросы: «Приносят ли насекомые пользу или вред?»; «Почему насекомые прыгают, летают, бегают?», мы им предложили найти ответы самостоятельно.
Однако всем стало интересно найти ответы на эти вопрос, и мы решили сделать это в процессе проектной деятельности.
Для каждой группы участников были определены цели и задачи.
Цели для детей:
- проявить начальные ключевые компетентности;
- вжиться в проблемную ситуацию;
- проявить творческую активность.
Цели для родителей:
- подключиться к решению проблемы и воплощению творческих замыслов детей.
Цели для педагогов:
- формировать у детей начальные ключевые компетентности;
- уточнить, что дети знают о жизни насекомых.
Для педагогов ДОУ:
-поддержать инициативу детей, формировать желание достичь поставленной цели.
Детям были заданы следующие вопросы:
- Зачем нам нужны насекомые?
- приносят ли они пользу, если да то кому?
- как правильно обращаться с некоторыми видами насекомых (осы, пчелы?
- нужно ли беречь насекомых и что произойдет если насекомые исчезнут?
Родители были информированы о предстоящей работе по теме проекта.
Этап 2 Проектировочный
Цель: планирование.
Содержание деятельности: построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учётом выбранной позиции.
Цели и задачи для детей: проявить начальные ключевые компетентности, принять участие в планировании деятельности
Обсудили с детьми, с чего нужно начать работу над проектом. Пришли к выводу, что, прежде чем начать работу, нужно составить план действий. Были определены задачи для каждой группы участников.
Для родителей: оказать детям помощь в работе.
Для воспитателей: разработать комплексное планирование с учетом интеграции образовательных областей.
Для педагогов д/ с: способствовать формированию у детей информационной деятельности, коммуникационной и социальной компетентностей. Поддерживать интерес детей к теме проекта.
На данном этапе обсудили с детьми, с чего нужно начать работу, определили, что поможет нам ответить на поставленные вопросы.
В ходе индивидуальных консультаций познакомили родителей с темой проекта, актуализировали роль проектной деятельности для детей: «Что читать детям о насекомых», «Как выучить стихи по мнемотаблицам», «На природу с ребенком».
Формирования у детей ключевых компетентностей, подчеркнули роль родителей в развитии экологического воспитания детей. Большинство родителей проявили неподдельный интерес к данному вопросу и выразили желание оказать посильную помощь педагогам и детям в реализации проекта.
Завершением данного этапа стала разработка плана мероприятий для основного этапа реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта
Образовательная деятельность Мероприятия
Образовательная область
1. «Социально – коммуникативное развитие» Безопасность:
Беседы на тему: «Правила безопасного поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек», «Осы и пчелы».
Дидактические и настольные игры:
«Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Найди лишнее», «Сложи картинку», «Как передвигаются насекомые».
Ситуативная беседа:
«Путешествие в царство насекомых»
Упражнение на снятие напряжения: «Дружные насекомые».
Инструктаж:
«Как нужно себя вести если рядом пчела?».
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в летний лес», «На лугу».
Игры – имитации: «Мы - насекомые».
Игровая ситуация: «Правила этикета».
Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил».
Образовательная область
2. «Познавательное развитие» Беседы на тему:
«Наши знакомые – эти насекомые», «Насекомые проснулись», «Маленькие насекомые вокруг нас», «Жизнь насекомых в природе», «Приносят ли насекомые пользу или вред?», «Чем питаются насекомые», «Место обитания насекомых», «Какие бывают насекомые», «Муравьи – санитары леса».
Наблюдение за насекомыми на участке д/с.
Эксперементирование:
«Какого цвета мед?», «Игра в волшебников», «Почему трава не растёт на тропинках».
Дид. игра: «Составь пазл».
Просмотр мультимедийных презентаций:
«Удивительные насекомые», «Строение и развитие насекомых».
Просмотр мультфильмов: «Пчелка майя», «Стрекоза и муравей», «Муха - цокотуха».
Образовательная область
3. «Речевое развитие» Дид. и словесные игры:
«Кто что умеет делать», «На полянке», «Назови одним словом».
Разучивание стихов о насекомых с использованием мнемотаблиц: Автор Сергей Сердюков «Я нашла себе жука», «Прилетела к нам вчера полосатая пчела»,«Про бабочку».
Пальчиковая гимнастика: «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки».
Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».
Чтение и обсуждение литературных произведений:
В. Бианки «Как муравей домой спешил»,
К. Ушинского «Пчелки на разведках»,
С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Чуковский «Муха-Цокотуха.
Составление описательных рассказов про насекомых,
Чтение, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых.
Образовательная область
4. «Художественно – эстетическое развитие» Рисование: «Букашечки - таракашечки», «На полянке», «Бабочки на цветах».
Лепка: «Насекомые которых я знаю».
Аппликация: Божья коровка улети на небо…».
Рисование по трафаретам.
Слушание музыки:
Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», С. Прокофьев «Детская музыка» №7 «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки».
Разучивание песен: «Веселый жук» муз. Р. Котляревского, «Жучок» муз. А. Филлипенко.
Образовательная область
5. «Физическое развитие» Утренняя гимнастика: «Кузнечики», «Веселые жучки».
Физкультурная минутка: «Муравей нашел былинку».
Подвижные игры: «Бабочки и ласточки»,
«Поймай комара», «Бабочки и ласточки»,
«Раз, два, три мотылька лови», «Ловишки - муравьишки», «Медведь и пчелы».
Утренняя гимнастика
Этап 3 Практический
Цель: получение проекта, результата проектной деятельности за счет выполнения отдельных действий.
Содержание деятельности: Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.
Задачи для детей:
- Проявлять индивидуально – познавательные интересы.
- Расширять кругозор о жизни насекомых.
- Формировать навыки безопасного поведения при встрече с опасными насекомыми.
Задачи для воспитателей:
- Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;
- Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, информационную, социальную и другие виды компетентностей детей:
Информационную
(умение находить источники информации разными способами);
Деятельностную
(ставить цель, определить последовательность действий, договариваться о совместных действиях с товарищем, прогнозировать результат);
коммуникативную
(формировать умение рассуждать, анализировать);
здоровьесберегающую
(осознавать пользу движений).
Цель для родителей: Помочь детям получить информацию об объектах.
На данном этапе встал вопрос, как, из источников мы узнаем нужную нам информацию.
Дети сами искали ответ на этот вопрос. Решили: спросить родителей, спросить воспитателей других групп. Посмотреть в книгах, в Интернете.
Перед детьми был поставлен вопрос: «Как мы можем получить необходимую нам информацию?», «К каким источникам мы можем обратиться?», «Кто поможет нам узнать больше о жизни насекомых».
Дети сами нашли ответы на эти вопросы: решили обратиться за помощью к родителям, спросить воспитателей группы, просмотреть иллюстрации с изображением насекомых в книгах, вместе с родителями поискать информацию о «Жизни насекомых» в Интернете.
Хоть о насекомых ребята уже были достаточно хорошо осведомлены, каждый из них в процессе работы узнал что-то новое.
В процессе работы на данном этапе нами собирался материал об удивительных насекомых. Родители обучающихся приносили в группу картинки с изображением насекомых. Когда картинок накопилось достаточно много, вместе с ребятами решили собрать их в альбом: «Вот они какие насекомые!».
Так же некоторые из ребят захотели нарисовать знакомых насекомых дома и родители им в этом помогли. Дети принесли свои рисунки в детский сад, и мы вместе с ребятами оформили выставку: «Букашечки - таракашечки».
Когда информации и иллюстративного материала было собрано достаточно, мы с ребятами придумали и смастерили одну большую работу «Божья коровка улети на небо…», которой все остались довольны.
Этап 4 Аналитический
Цель: рефлексия
Содержание деятельности: сравнение планируемых и полученных результатов, обобщение, выводы.
Цели и задачи для детей:
- последовательно осваивать процесс исследовательской и продуктивной деятельности, проявлять умение сравнивать результаты.
Для родителей:
- поддержать инициативу детей;
- вместе с педагогами проанализировать результаты деятельности.
Для педагогов:
- развивать у детей умение сравнивать и анализировать полученные результаты.
На данном этапе мы проанализировали полученные результаты, соотнесли с поставленными целями и задачами. Ребята в целом были довольны полученными результатами, высоко оценили продукты совместной с родителями деятельности (рисунки про насекомых, общий продукт – Выставку рисунков: «Божья коровка улети на небо…», и альбом: «Вот они какие насекомые!», Выставку рисунков: «Милые букашечки»
Несмотря на заинтересованность большинства родителей работой над данным проектом, были и такие, которые не смогли или не захотели включиться в работу, поэтому эти дети получили меньшее эмоциональное удовлетворение от проектной деятельности. Для повышения творческой активности ребят, не получивших поддержку родителей, мы решили нарисовать красивые рисунки с каждым из них. Это несколько увеличило время на реализацию проекта, однако позволило создать ситуацию успеха каждому ребёнку, что чрезвычайно важно для полноценного эмоционально-личностного развития воспитанников.
Этап 5 Контрольно-коррекционный
Цель: коррекция
Содержание деятельности: анализ успехов и ошибок, поиск способов устранения ошибок.
Цели и задачи для детей:
- уметь проанализировать свою творческую работу и работы сверстников;
- проявлять навыки совместной творческой деятельности.
Для родителей:
- продолжить сбор и информации и наглядного материала по теме проекта;
- организовывать поисково - исследовательскую и творческую деятельность с ребёнком в семье.
Для педагогов:
- развивать у детей умение сравнивать, анализировать, замечать ошибки и определять возможные способы их устранения.
На данном этапе дети пришли к выводу, что у них получились отличные работы - выставка рисунков, аппликация, которые можно показать детям других групп или сотрудникам детского сада. Ребятам понравилось выполнять творческие задания дома с родителями и с воспитателями в детском саду, они испытали чувство удовлетворения совместной с ними творческой деятельностью.
Этап 6 Заключительный
Цель: защита проекта
Содержание деятельности: презентация результатов, обоснование выводов.
Цели и задачи для детей:
- продемонстрировать собственные достижения по теме проекта;
- проявить начальные ключевые компетентности.
Для родителей:
- оказать поддержку детям во время защиты проекта.
Для педагогов:
- предоставить детям возможность почувствовать удовлетворение от проделанной работы;
- создать у детей положительный эмоциональный настрой на защиту проекта;
- разработать сценарий защиты проекта.
Родители приняли активное участие в работе над проектом, нам показалось целесообразным пригласить их на мини защиту проекта.
Результаты: благодаря участию в проекте дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности, научились анализировать, делать выводы, составлять описательные рассказы, читать стихи с использованием мнемотаблиц. Дети пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания. В процессе игры у детей развивалась память, мышление, речь, у них воспитывалось чувство товариществ. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым, приносят ли насекомые пользу или вред, научились видеть в насекомых друзей природы. Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.
Вывод: вовлечение детей в проектную деятельность позволило повысить у детей уровень развития начальных ключевых компетентностей.
Литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007
2. Лыкова И. А. «Букашки на лугу» М. : Карапуз, 2007
3. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
4. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?». М., 2003 «Насекомые» (любое издание)
5. Аудио записи «Звуки природы»
6. Презентации
7. Интернет- ресурсы: https://nasekomiy-mir.ru/
https://bio.1september.ru/
Приложения
№
Конспект НОД
Тема: "Насекомые" Образовательная область "Речевое развитие"
Программное содержание:
- закрепление полученных знаний по развитию речи;
- продолжить развивать фонематический слух;
- развивать слуховое восприятие;
- обогащать словарь детей по теме «Насекомые»;
- учить изменять слова по образцу;
- продолжить учить составлять рассказ по опорным картинкам;
- воспитывать бережное отношение к насекомым;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Предварительная работа:
Работа над звуковым анализом слов, составление рассказов по графическим схемам, по опорным картинкам; подбор речевого материала по теме «Насекомые».
Словарная работа:
Работа над лексическим значением слов: пасека, улей.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
с игровой деятельностью, с двигательной деятельностью, с коммуникативной деятельностью.
Демонстрационный материал:
опорные картинки для составления рассказа; картинки с изображением муравья, пчелы, паука; листик берёзы из зеленого картона.
Раздаточный материал:
карточки с заданиями для звукового разбора слова.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Утром я под дверью нашла письмо:
Я поймал в паутину насекомое. Отпущу, если вы выполните мои задания. (Паук)
Воспитатель: Ребята, сначала давайте отгадаем, кого поймал паук. Послушайте загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел
Дети: Бабочка!
Воспитатель: Давайте начнём выполнять задания паука, чтобы он быстрее отпустил бабочку.
2. Звуковой анализ слова
Воспитатель: У каждого из вас на столе листок с заданиями. Сначала определите, какое насекомое изображено на картинке, затем в пустых квадратиках выложите звуковую схему слова. Речевой материал: жук, оса, бабочка, муравей, пчела,
таракан, муха.
Воспитатель проверяет работы и ставит печать за правильное выполнение.
3. Развитие фонетического слуха
Воспитатель: Давайте поиграем со звуками [з], [с] :
Если [з] услышим в слове
Громко хлопнем мы в ладоши,
Если в слове [с] узнаем,
Руки вверх мы поднимаем.
Речевой материал: слепень, кузнечик, листоед, усач, златка, бронзовка, сверчок, комар, светлячок, стрекоза.
4. Словообразование
На доске картинка с изображением муравья, воспитатель листочком закрывает картинку, оставляя сначала лапки, потом голову, затем брюшко, спрашивая ребят:
Воспитатель: Чьи это лапки?
Дети: Муравьиные лапки
Воспитатель: Чья это голова?
Дети: Муравьиная голова
Воспитатель: Чьё это брюшко?
Дети: Муравьиное брюшко
Аналогичная работа проводится с картинками пчелы и паука.
5. Развитие слухового восприятия, обогащение словаря
Воспитатель: Ребята, я буду перечислять слова, если вы услышите слово, которое подходит к муравью, хлопайте в ладоши: муравейник, зелёный, мёд, трудолюбивый, пасека, паутинка, улей, квартира, ползает, «летающий цветок», жужжит, «чемпион по прыжкам», висит, рой, нектар, силач, летает, хищник.
Аналогичная работа проводится со словами пчела и паук.
6. Работа с деформированными предложениями
Воспитатель: Паук запутал все предложения. Давайте распутаем их и правильно произнесё м:
- Муравей живет в улье. (Пчела живёт в улье.)
- Оса и шмель…. над клумбой. (Оса и шмель кружились над клумбой.)
- Сплели на пауки дерево паутина. (Пауки сплели на дереве паутину.)
Динамическая пауза
Воспитатель: Мы сейчас с вами будем превращаться в бабочек:
Этот странный дом без окон Стоят прямо, руки вдоль тела
У людей зовётся «кокон»
Свив на ветке этот дом Поворачиваются направо
Дремлет гусеница в нём Ладони под щёчку
Спит без просыпу всю зиму Поворачиваются налево
Но зима промчалась мимо Потягиваются
Март, апрель, капе
ль, весна… Загибают пальцы на
обеих руках
Просыпайся, соня-солнышко Трут глаза кулачками
Под весенним ярким солнышком гусенице не до сна Потягиваются
Стала бабочкой она! Машут руками – «крыльями»
Покружилась, полетала
От усталости упала
7. Составление рассказа по опорным предметным картинкам
На доске картинки: девочка, луг, цветок, жук, банка.
Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите, что на них изображено (ответы детей). Давайте составим рассказ.
Примерный рассказ: Девочка гуляла на лугу. Она увидела красивый цветок. На цветке сидел большой чёрный жук. Девочка взяла жука и посадила его в банку. Она полюбовалась жучком и отпустила его на свободу.
Выслушивается несколько рассказов.
Воспитатель: Ребята, правильно ли поступила девочка, выпустив жука? Можно ли дома держать насекомых в банке? Берегите насекомых, не причиняйте им вред, ведь каждое из них приносит природе пользу.
8. Итог
Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания. Было трудно? Кому было интересно? Какое задание понравилось больше всего? Появляется бабочка (девочка из подготовительной группы, благодарит детей за её спасение и угощает всех конфетами.
Сели на места
№2
Текст стихотворения к мнемотаблице
Цели и задачи:
- закрепление знаний детей о характерных особенностях строения класса насекомых;
-развитие логического мышления - умения рассуждать и делать умозаключения;
-развитие связной речи, обогащение словарного запаса по теме-
" Насекомые";
-развитие зрительной памяти, умения рассказывать стихотворение, используя опорные сигналы.
Автор Сергей Сердюков
«Я нашла себе жука»
На большой ромашке.
Не могу держать в руках,
Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глаза два,
Трещинка на спинке;
- Вот хорошая трава!
На, поешь травинку!
Ах, упал, упал из рук,
Нос измазал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях!
Разучивание стихотворения
«Прилетела к нам вчера полосатая пчела»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. А за нею –
шмель-шмелёк и весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза (как фонарики глаза). Приходили муравьи и травинку принесли.
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.
№3
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
Подвижные игры и упражнения
по теме «Насекомые»
Медведь и пчёлы
В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот:
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд,
Про дела свои жужжит –
Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.
ж-ж-ж,
Дружно песенку запели –
ж-ж-ж:
- Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж,
И мёд там собираю – ж-ж-ж.
- Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает.
Здесь медведь за ёлкой.
В улей улетайте
И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают.
Пчёлки и ласточка
Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.
«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)
Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.
Физкультурная минутка
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.