Голуб Галина Анатольевна
Проект «Наши соседи — насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Голуб Галина Анатольевна
Тема проекта: "Наши соседи - насекомые"
Вид проекта: среднесрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей старшей группы.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».
Задачи проекта:
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
• дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»;
• составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Образовательные области:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
I этап-подготовительный
(Предварительная работа)
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
• разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
• прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
II этап-исследовательский
(Взаимодействие со специалистами)
• Музыкальный досуг «Муравьишка».
(подготовила подготовительная группа)
• Физкультурное развлечение «На лужайке».
(Сотрудничество с семьёй)
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний»
Выделите лишнюю картинку, объясните свой выбор:
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
«Где чей домик»
Необходимо каждому насекомому подобрать свой домик:
• муравью-муравейник;
• пауку-паутинка;
• пчеле-улей;
• бабочке-цветок.
Дидактическая игра с мячом
«Закончи предложение»
- Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
- У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
- У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая).
- Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет).
- Гусеница ползает, а бабочка (летает).
- Пчёлы летают, а паук (ползает).
- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
- Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).
- Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).
III этап - обобщающий
• Анализ и обобщение полученных знаний
• Выставка рисунков по теме проекта.
Ответь на вопросы
Диалог воспитателя с ребенком:
• Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
• Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
• Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
• Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
• Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
• Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
• Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
• Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
• Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
• О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
• На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
• Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)
• Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду)
• Где у комара уши? (В усах)
• Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках).
Вывод:
В результате исследовательского проекта мы увидели следующее: знания дошкольников были скудными о насекомых, то теперь дети
знают для чего нужны насекомые? полезны они или вредны?
Этот проект не только помог сформировать представления о насекомых, их пользе и вреде, но и развивать их творческие способности и поисковую деятельность. А также удалось воспитать бережное отношение к живому.
Литература:
1. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
2. О. А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
3. http//vospitatel.com.ua