Елена Сомина
Проект «Народная игрушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народная игрушка» в старшей группе
Подготовила:Сомина Е. В.
г. Сухиничи, 2016 г.
Актуальность.
Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Публикация «Проект „Народная игрушка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».
Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель проекта : Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
•Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
•Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
•Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Тип проекта : информационно – творческий.
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 5-6 лет
Участники: педагоги, дети и родители старшей группы
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
-Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
-Создание необходимых условий для реализации проекта
-Перспективное планирование
2 этап - основной (практический)
-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке
-Продуктивная деятельность
3 этап – заключительный
-Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Тряпичная игрушка».
-Презентация проекта «Народная игрушка».
Предполагаемые итоги реализации проекта :
-Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними
-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
-Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Реализация проекта
Познавательное развитие (ФЦКМ) :
«Русская народная игрушка». Загадывание загадок по теме проекта.
Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.
Д/ игра: «Узнай игрушку по описанию»
Д/ игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)
Художественно – эстетическое развитие:
Лепка дымковской игрушки - «Козлик».
Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек
Чтение художественной литературы:
Стихи: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.
Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»
Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».
М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».
Ю. Анохин «В музее игрушек»
Социализация: Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек», Пальчиковый театр «Веселые матрешки»
Художественно – эстетическое развитие. Музыка:
Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э. Чуриловой» .Магнитофонная запись «Калинка – малинка».
Физическое развитие. Здоровье:
Русская народная игра : «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек».
Физкультминутки, Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек», Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»
Коммуникация, беседы с детьми на тему:
«Народная игрушка» (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка).
Составление описательного рассказа о народной игрушке.
Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».
Безопасность:
Беседа: «Как играть с игрушкой» -соблюдение правил безопасности.
Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд:
«В гости к русским мастерам»
Работа с родителями:
-Консультация «Игрушки для современных детей»
-Анкетирование на тему: «Народная игрушка»
-Консультация «Русская матрешка. Кто она?»
Результаты реализации проекта :
Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.