Елена Демина
Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход презентации
В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка). Ведущий предлагает походить по группе и рассмотреть экспонаты нашего музея.
Хозяйка:
Публикация «Познавательно-творческий проект с детьми средней группы „Русская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Проекты творческие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- Дорогие наши гости, сегодня мы пригласили вас, чтобы вы посетили созданный нами мини-музей русской народной игрушки. В начале учебного года мы с ребятками заинтересовались вопросом, как появились первые игрушки, в которые играли дети в далеком прошлом. Ребятки наши узнали, что в давние времена не было фабрик, заводов, магазинов, не было таких материалов, как пластмасса, резина, искусственный мех, пластик, из которых сделаны современные игрушки. И мы решили узнать, во что же играли наши бабушки и пробабушки.
Ребята, давайте расскажем нашим посетителям, что мы узнали.
Дети:
Пусть вам лучшею подружкой,
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи,
Дорожат, гордятся ею.
Хозяйка:
Сейчас мы расскажем вам о самых древних игрушках, которые изготовили наши родители с детьми именно так, как их делали очень, очень давно. Воспитатель предлагает детям взять в руки куколки-обереги.
Хозяйка начинает рассказ:
У обрядов на Руси множество заветов,
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Катали мамы куколок с верою, надеждой.
Но единственный запрет: предки опасались,
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Они древности полны и не так пустячны,
Из соломы и золы, глины настоящей.
До рождения дитя, делали "мотанку"
И ложили в колыбель для чертей обманку.
Дети:
Чтоб малыш спокойно спал, зайчик духов отвлекал.
.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился,
В этой куколке секрет - способ излечиться.
Символ Солнца – Конь-огонь, добрых отношений.
Он мужчин берег покой и спасал от лени.
Хохотушки по весне - стало быть, Веснянки,
Жизнерадостной судьбе верные служанки.
А традиции храня многовековые,
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хозяйка:
Обереги без лица, кажется незримо,
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой,
И защита на века от любого лиха.
- Вот в такие куколки и игрушки играли в далекой древности.
Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки изготовленные руками детей и их родителями из соленого теста.
Хозяйка: вот эти игрушки на Руси называли мукосольками и хлебосольками. Как вы думаете, почему их так называли?
Дети: потому что их делали из муки и соли, из теста.
Хозяйка: правильно. Зародилось искусство тестопластики на севере России. В старину рукотворные диковины в виде фигурок людей и животных тоже служили оберегами. На Рождество жители - поморы лепили фигурки и дарили их знакомым, близким и детям, приговаривая: «Пусть у вас хлеб да соль водится, и никогда не переводятся!». Старинный славянский обычай – встречать гостей хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Даря такие игрушки-обереги, желали мира и достатка.
А сейчас отгадай те загадку про игрушку, которую любят и знают все.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки, русские. (матрешки).
Девочки исполняют танец матрешек, гостей приглашают потанцевать с матрешками.
Мы веселые матрешки,
Ладушки-ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки-ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки-ладушки.
Разгорелись наши щёчки,
Ладушки-ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки-ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки-ладушки.
Хозяйка: (берет в руки дымковскую барышню) ребята, что у меня в руках за игрушка?
Дети: дымковская игрушка.
Хозяйка: правильно. Сейчас наши дети расскажут вам про нее.
Дети:
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
А вот этот хоровод
В селе Дымково живёт?
Платья яркие в горошек,
Много точек и дорожек,
И на белом материале
Мастерицы расписали.
Постарались от души,
Ах! Игрушки хороши!
Хозяйка: (показывает гостям Филимоновскую игрушку) а это что за игрушка?
Дети: филимоновская игрушка.
Хозяйка: давайте расскажем гостям, что мы узнали про эту игрушку.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Эй, дружок, да подойди же,
На игрушку погляди же :
Наш петух из Филимоново
Раскрашен он ярко, здорово.
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Петя полосатенький,
Очень привлекательный.
Хозяйка: ребята, скажите, а из чего чаще всего делали русские игрушки?
Дети: из глины и дерева.
Хозяйка: верно. Посмотрите на экспонаты нашего музея и угадайте, про какую игрушку я вам сейчас загадаю загадку.
Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, лиса и волк,
Деревянные игрушки
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат.
Дети: богородская игрушка.
Хозяйка: а чем интересна и необычна эта игрушка?
Дети: она двигается, в ней есть механизм.
Хозяйка: правильно. В селе Богородском проживали такие мастера, которые не просто вырезали игрушки из дерева, но и приводили их в движение.
Хозяйка предлагает поиграть в эти игрушки и рассмотреть, как они двигаются.
Хозяйка: а сейчас я предлагаю вам видеоигру «Что лишнее?». На экране телевизора вы увидите группы игрушек. Вам надо узнать игрушки, сказать, как они называются, и определить, какая среди них лишняя.
Хозяйка: дорогие гости, мы надеемся, что экскурсия по нашему музею вам понравилась, и вы много узнали нового и интересного. На этом экскурсия окончена, и хочется еще раз отметить красоту, неповторимость, индивидуальность народной игрушки, потому что автор, который ее изготавливал, вкладывал в нее свое настроение, душу и частичку себя. Спасибо, что посетили наш музей.
Воспитатели и дети провожают гостей под песню «Русский сувенир».
Дети других групп детского сада с удовольствием посетили наш музей.
Используемая литература и музыкальный репертуар: «Обереги» - стихи Э. Поповой; стихи В. Василенко, В. Фофанов; «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе» книга для педагогов и родителей. (издательский дом «Цветной мир» 2013); песня «Веселые матрешки» сл. М. Пляцковский, муз. В. Шаинский; песня «Русский сувенир».