Екатерина Чебанаш
Педагогический проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Народная игрушка»
Участники проекта : дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный (две недели).
Тип проекта : информационно-творческий, игровой, фронтальный.
Публикация «Педагогический проект „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Проблема: сегодня родители наших воспитанников – дети 90 – х которые жили в дефиците игрушек, книг. И сейчас стараются покупать своим детям все новинки – игрушки (феи, покимоны, телепузиков, пет шопы, зуболсы) но почти не приобретают для детей развивающие игры, а про народные игрушки почти никто и не задумывается никогда, что необходимы детям, потому что сами родители мало об этом знают или почти ничего. По этому наша задача в создание условий для формирования представлений о русской народной игрушке.
Актуальность: чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель: знакомство с народным творчеством и с устным народным творчеством на примере народных игрушек.
Задачи:
Для детей:
1. Формировать представления детей о русских народных игрушках : Ванька- Встанька, Матрёшка, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
2. Знакомить детей с народной игрушкой коренных народов Севера — куклой Акай;
3. Активизировать и расширить словарный запас по теме «Игрушки»;
4. Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам;
5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
6. Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук, произвольную память и избирательность при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям.
Для педагогов :
1. Создание условий для социальной адаптации детей I младшей группы средствами народной игрушки;
2. Апробировать мастер-классы для родителей, направленные на обучение изготовлению народной игрушки и изучению ее воспитательного потенциала;
3. Проанализировать результаты формирования традиционных семейных ценностей посредством народной игрушки.
Для родителей:
1. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
2. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка;
3. Выявить и разработать совместно с родителями игрушки, позволяющие формировать традиционные семейные ценности.
Для социальных партнеров:
1. Создать условия для участия социальных партнеров в образовательном процессе;
2. Выявить и разработать совместно с социальными партнерами игрушки, позволяющие формировать мировоззрение ребенка, а также осуществлять духовно-нравственное воспитание.
Мониторинг:. И. Бабаева «Мониторинг в детском саду»
Дидактическая ситуация «Выбери игрушку»
Цель: определить особенности интереса детей к русским народным игрушкам.
Наблюдение за игровой деятельностью детей в течение дня
Цель: выявлять наличия у детей интерес к народным подвижным играм, наличия игровых умений и характер использования характер использования стихотворных текстов в играх. А также желание и возможности использование народных потешек, колыбельных песен в самостоятельных сюжетных играх.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу»
Цель: определить особенности интереса детей к книгам с русской народной тематикой.
Наблюдение в книжном уголке
Цель: выявлять интерес к книгам с текстами русских народных сказок. Загадок, сказок, песенок, потешек и способ проявления интереса к ним у детей.
Критерии анализа особенностей развития интереса детей к народно — прикладному искусству.
1. Представление детей о знание народных игр и игрушек, сказок, колыбельных песен, потешек, закличек;
2. Желание детей отражать представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной.
Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития интереса к народно — прикладному искусству.
Продукты проекта для детей :
Праздник народной игрушке
Д/и по теме проекта
Развлечение с использование устного народного творчество
Картотека русских народных игр
Работа с родителями
Консультация «Как играть с матрёшкой»
Праздник народной игрушки
Папка — передвижка «Учим малышей играть»
Практическая часть:
Мастер класс «Зайчик на пальчик и зайчик из платка»
Творческая - мастерская «Старая перчатка»
Акция: «Подари игрушку»
Продукты проекта для родителей :
Игрушки из старых перчаток
Зайчики на пальчики из платочков.
Русские народные игрушки.
Работа с педагогами
Подборка стихов, загадок, песен о народных игрушках
Буклет «Знакомство с народной игрушкой через устное народное творчества»
Консультация «История русского сувенира – матрёшки»
Продукты проекта для педагогов :
Картотека прибауток, потешек, считалок, закличек, уговорок.
Буклет «Художественное слова о народных игрушках»
Работа с социальными партнёрами
Совместное НОД с выпускниками нашего детского сада «Тряпочные куклы: куклы - кувадки»
Продукты проекта для социальных партнё ров:
Куклы сделаны своими руками
Презентация материалов проекта
Выставка работ детей на тему «Народная игрушка
Сборник стихов и песен о народных игрушках (при участии родителей);
Организация мини музей народных игрушек
Выставка дидактического и методического материала по проекту;
Презентация проекта.
Итоговое мероприятие «Праздник народной игрушки»
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей: Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
Заинтересованность детей темой: русская народная игрушка, проявление их познавательной активности;
Проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
Положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для педагогов : Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Совершенствование методического обеспечения по игровой и речевой деятельности.
Для родителей: Повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода;
Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Для социальных партнё ров:
Создание условий и проявление интереса к укреплению партнёрских связей.
Литература:
«План — программа образовательно — воспитательной работы в детском саду» библиотека программы «Детство»
Е. Фадеева «Прыг — скок по радуге»
Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Б. С. Волков «Учим общаться детей раннего возраста»
Л. Н. Павлова «Раннее детство: развития речи и мышления»
Л. А. Кондрынский «С чего наченается Родина?»