Ирина Лавришина
Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
вторая младшая группа
Выполнили:
Лавришина И. Г.
Брянск 2015
Проект «Народная игрушка».
Публикация «Проект „Народная игрушка“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
Пояснительная записка:
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети второй младшей группы, педагоги, родители воспитанников.
Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту :
- Что это? (матрешка)
- Хотите узнать, какие в старину были еще игрушки? (да)
- Из чего их делали? Как с ними играли? (да)
Актуальность: проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интереск игрушкам старины (куклам, деревяннымигрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.
Цель проекта : знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними; взаимодействие детей, родителей, педагогов; саморазвитие всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
Задачи для детей:
• познакомить детей с народными игрушками-самоделками;
• способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
• развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
• формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;
• формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
Задачи для родителей:
• создать условия для участия родителей в образовательном процессе;
• побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
• вызвать интерес к изготавлению игрушек своими руками.
Задачи для педагога:
• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
• пополнить предметно развивающую среду игрушками – самоделками, дидактическими и настольными играми, библиотечку книгами А. Барто «Игрушки» и альбомом «Народные игрушки».
Прогнозируемый результат:
В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта
дети:
• проявляют интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
• вкладывают частичку своей души в изготовлении игрушки своими руками;
• осваивают элементы росписи;
• овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
• у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке.
родители:
• осваивают технику изготавления народной игрушки;
• вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи;
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• активное участвие в жизни детского сада и группы;
• развитие творческих способностей;
• повышение компетентности родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).
План реализации проекта :
Первый этап - подготовительный:
• определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
• изучение методической литературы;
• создание предметно - развивающей среды;
• подбор художественной литературы;
• подбор иллюстраций на тему, альбомов;
• подбор настольно-печатных иг, дидактических игр, народных игрушек;
• подготовка материала для художественного творчества;
• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Второй этап - реализация проекта
Работа с родителями:
• консультации для родителей «Старинные игрушки наших предков», «История народной игрушки»;
• памятка для родителей «В какие игры можно играть с Матрешками»;
• совместные игры родителей и детей с игрушками;
• изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.
Работа с детьми:
• рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и филимоновских игрушек);
• беседы о народной игрушке, рассматривание народных игрушек из разного материала;
• чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»,
• разучивание русских народных потешек и песенок;
• отгадывание загадок об игрушках;
• сравнение двух игрушек или картинок;
• беседа об игрушках «Моя любимая игрушка», «Как мы играем с игрушками», «Мои игрушки»,
• слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;
• игры-ситуации «Наши куклы», «В магазине игрушек», «Городок игрушек», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть»;
• дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры»;
• игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».
• сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад»;
• игры с игрушками;
• обучение детей рисованию простейших узоров;
• раскрашивание раскрасок «Подружки-Матрешки», «Лошадка», «Петушок ;
• художественное творчество: лепка «Угощение для матрешки», рисование «Украсим лошадку», «Филимоновские игрушки», «Фартук для матрешки», аппликация «Нарядное платье барышни».
Третий этап - итоговый:
• выставка детских работ;
• оформление книжки-самоделки «Фартук для матрешки»;
• итоговое мероприятие «Русская народная игрушка»;
• выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка».