Татьяна Февралёва
Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка»
(для детей второй младшей группы)
Тип проекта: познавательно- творческий.
Вид проекта: групповой, семейный.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели).
Проблема: недостаточная функциональность современной игрушки.
Возраст детей: 3-4 года
Публикация «Познавательно-творческий проект „Народная игрушка — матрёшка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители детей.
Цель проекта: формирование разносторонней личности ребёнка и приобщение к культуре русского и мордовского народов посредством народной игрушки матрёшки.
Задачи:
1. Познакомить детей с народными промыслами: «Сергиево - Посадская матрёшка», «Семёновская матрёшка», «Полховская игрушка», «Вятская матрёшка».
2. Познакомить детей с вариантами авторской матрёшки – мордовская матрёшка Теньгушевского и Темниковского районов Республики Мордовия.
3. Познакомить с функцией дерева, как материала для изготовления народных игрушек.
4. Развивать умение мыслить и выражать свои мысли словами.
5. Активизировать речь, расширять словарь детей.
6. Воспитывать гордость за богатую народными талантами родину – Россию, уважение к труду русских и мордовских мастеров.
7. Развивать интерес к изучению российской истории, в том числе к декоративно-прикладному искусству русского и мордовского народов, развивать творческие способности и эстетическое восприятие.
8. Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики.
9. Развивать коммуникативные навыки.
Актуальность: Большое значение для развития и становления ребёнка, как разносторонне развитой личности, имеет игрушка. Современные игрушки, на мой взгляд, соответствуют этой задаче не в полной мере. К тому же изготовлены они бывают чаще всего из искусственных материалов, не несущих в себе дополнительной информации. На этом фоне особое значение приобретают народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Народная игрушка матрёшка имеет в этом плане неоспоримое преимущество. Во - первых, матрёшка воплощает в себе образ человека, которого можно поставить в различные жизненные ситуации, т. е. обыграть её в различных вариантах. Во – вторых, матрёшка является ярчайшим образцом декоративно-прикладного творчества русского и мордовского народа, а, следовательно, служит развитию эстетического восприятия мира ребёнком. В - третьих, эта игрушка сделана из «живого» материала – дерева, которое хранит энергию природы и тепло рук мастеров и художников. В – четвёртых, посредством народной игрушки дети приобщаются к истокам культуры русского и мордовского народов.
I. Подготовительный этап
1. Постановка проблемы.
2. Предварительная разработка структуры и содержания проекта.
3. Подбор методической и художественной литературы по теме.
4. Подбор дидактического материала и наглядных пособий.
II.Основной этап
Познавательное развитие.
1. Просмотр презентации «Народные промыслы по изготовлению деревянной игрушки матрёшки и её разновидности: Сергиево - Посадская матрёшка, Полховская матрёшка, Семёновская матрёшка, Вятская матрёшка.
2. Рассказ - беседа «Матрёшки Теньгушевского и Темниковского районов Республики Мордовия» с показом и обследованием образцов матрёшек.
3. Дидактические игры: «Какой, какая, какое»; «Найди деревянный предмет», «Собери матрёшку», «Разложи и сложи матрёшку», «Какой на матрёшке сарафан».
4. Применение матрёшек в проведении НОД по математике: определение и сравнение количества (много, мало, ни одной, больше, меньше, одинаково и т. д.) и величины (самая большая, самая маленькая, выше, ниже, одинаковые и т. д.).
Речевое развитие.
1. Дидактические игры: «Опиши матрёшку», «Придумай название», «Повтори, что услышал».
2. Повторение чистоговорок, разучивание стихов и загадок про матрёшек, чтение потешек, пословиц, закличек о матрёшке.
Стихотворение «Кукла Матрёшка»:
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех - чуть-чуть больше, чем орех
Загадка:
1. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички.
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -. (Матрешки).
Социально- коммуникативное развитие.
1. Дидактические игры: «Моя любимая игрушка», «Подарок другу», "Помоги матрёшкам найти свой домик".
2. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи - фрукты», «День рождения Матрёшки», «Матрёшки едут на концерт», «Дружная семейка», «Матрёшка шьёт новый сарафан».
3. Настольный театр «Хорошие соседи».
4. Игры с конструктором «Построим красивый дом для матрёшек».
5. Игра-драматизация «Матрёшка ждёт гостей».
Физическое развитие.
1. Пальчиковые гимнастики:«Игрушки», «Мы – красавицы матрёшки».
"Мы — красавицы матрешки":
Мы — красавицы матрешки
Разноцветные одежки (разжимают кулачки, шевелят пальчиками),
Раз — Матрена, два — Милаша,
Мила - три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять (загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого.)
Нас нетрудно сосчитать (разжимают кулачки 2 раза).
2. Подвижные игры: «Добеги до матрёшек», «Кто больше матрёшек соберёт в коробку», «Найди матрёшку».
Художественно - эстетическое развитие.
1. Игровое задание «Раскрась матрёшку».
2. Разучивание и исполнение танца «Мы – весёлые матрёшки», разучивание и исполнение частушек про матрёшек.
3. Лепка матрёшек.
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Расскажем детям о народных игрушках».
III. Итоговый этап.
Выставка для детей и родителей «Народная игрушка-сувенир».
Литература:
1. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. (Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998 г.)
2. Александрова Н. С. «Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен» (на материале дошкольного образования (М., 2000 г.)
3. Алёхин А. Д. Матрёшки. – М. : ООО «Издательство «Малыш»,1988.
4. Алексахин Н. Н. Матрёшка. – М. : Народное образование, 1998.
5. Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и
ремёслами. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.
6. Русская матрешка. М. : Мозаика 1995.
7. Русская игрушка. Советская Россия 1987.
8. Народные художественные промыслы. общ. ред. М. А. Некрасовой и др.
9. Соловьёва Л. Русская матрёшка. М. : Интербук 1993.
10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб:
Детство- Пресс,2004.
11. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством. – М. : ООО «Издательство
Скрипторий 2000», 2003г