Светлана Сдельникова
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Давно известно, что игра – не только естественный спутник жизни ребенка с ранних лет, источник его радостных эмоций, но и традиционное средство воспитания и обучения. Игры, как правило, вызывают активную работу мысли, способствуют уточнению представлений об окружающем мире, расширяют кругозор ребенка, пробуждают интерес к творчеству, одним словом – совершенствуют все психические процессы, стимулируя переход детского организма к более высокой ступени развития. Не случайно игры признаны ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Все эти качества игры как средства воспитания и обучения в равной мере касаются и народной игры.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Народные игры – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Они являются яркой чертой культуры каждого народа. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.
Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Все исконно русские игры имеют космогоническое значение. Это заклики к природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий; это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ, с малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия.
Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на праздненствах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают.
А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.
В жизни русского народа игры и игрища издревле занимали весьма видное место. В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька», «Хрен» изображается выдергивание названных овощей. В игре «Просо сеяли» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат и т. д. Многие детские игры не включают в себя фольклорных мотивов и сюжетов, в других играх, наоборот, фольклорные сюжеты являются органическими и неотъемлемыми компонентами.
Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае. Использовали танец и для того, чтобы отвести предполагаемую беду от селения.
Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в лапте – количество игроков, в салках – условия осаливания и др.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Русские народные игры классифицируются по определенным признакам:
• По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
• По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой и высокой интенсивности).
• По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игру (с бегом, с прыжками в высоту и др.).
• По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
• С учетом возрастных особенностей (для младшего, старшего возраста).
• По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
• По физическим качествам (воспитание силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
Также русские народные игры поделены на разделы:
• Игры, отражающие отношение человека к природе – «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др.
• Игры, знакомящие с историческим наследием русского народа – «Ворота», «Каравай», «Корзинки», «Удочка» и др.
• Игры сверстников прошлых столетий – «Жмурки», «Ловишка», «Горелки», «Отгадай, чей голосок».
• Игры, отражающие стремление стать сильнее, побеждать – «Бой петухов», «Цепи кованые», «Перетяни за черту».
Включая народные игры в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требует усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива.
Народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров – близких взрослых, товарищей – действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Также народные игры просты и доступны в их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки и т. д. Минимальное количество участников – от двух до четырех человек. Это такие игры как «Узнай, кто», «Король в плену», «Холодно-горячо», «Молчанка» и др.
Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре, в основе которой – знание законов Природы и разумный диалог с нею.
Справедливо известное изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети». Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Правильно организованные и систематически проводимые народные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры.