Алёна Скотаренко
Проект на тему «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему :
«Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
Автор: Скотаренко Алёна Владимировна,
Место работы: МДОУ «Детский сад №234»
Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
Есть один у нас совет:арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнем, ротик быстро разовьем,
Публикация «Проект на тему „Знакомство с органами речи, Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Язычок мы укрепим и тогда заговорим.
Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
(Нейумина Т. Б.)
Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является расстройство подвижности органов артикуляционного аппарата. Без восстановления нарушенных функций нельзя надеяться на исправление речевого дефекта. Поэтому много времени и внимания уделяется артикуляционной гимнастике.
В настоящее время данная проблема очень актуальна и определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения.
Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Участники проекта : учитель-логопед, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, их родители.
Цель проекта : создание игровой мотивации к выполнению артикуляционных упражнений.
Гипотеза: если активно использовать в логопедической работе артикуляционную гимнастику в игровых приемах, то это эффективно скажется на речи ребенка.
Задачи проекта :
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекционном процессе.
Активизировать память, внимание, мышление;
Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
Повышать интерес к логопедическим занятиям;
Отрабатывать навыки развития в игровой форме.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей;
Для воспитателей:
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- система самообразования;
- учет положительной динамики в развитии речи детей.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
Обследование детей и выявление нарушений в произношении звуков.
Анкетирование родителей.
Подбор дидактических материалов о значимости артикуляционной гимнастики.
Примерный ряд слов для проверки звукопроизношения:
С - суп, сова, коса, усы, костюм, нос, лес;
С’ - семь, синий, такси, апельсин, гусь, лось;
З- зубы, замок, коза, козлик, язык;
З’- зима, земля, магазин, газета;
Ц - цапля, цепь, цветы, яйцо, лицо, кузнец, молодец;
Ш - шина, шуба, шапка, машина, мышата, пушка, камыш, малыш;
Ж - жук, жаба, ножи, одежда;
Щ - щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;
Ч - чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь;
К - крот, корова, мука, морковь, лук, сок;
К’ - кит, кино, накипь, маки;
Г - гусь, газон, гвоздь, рога, вагон;
Г’ - гиря, гитара, сапоги, ноги;
X - халат, хобот, хворост, находка, прохлада, мох, горох;
Х’ - хитрый, хижина, мхи, крохи;
Л - лук, лак, полка, платок, молоко, пол, дятел;
Л’ - лимон, лев, пальма, полёт, боль, пыль;
Р - рак, рука, корова, баран, брат, парк, пар, комар;
Р’ - рёв, ремень, трюм, моряк, орех, дверь, фонарь.
2. Основной этап.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей о строении артикуляционного аппарата (дать понятие, что такое «артикуляционная гимнастика», ее цель, дать краткую характеристику комплексам упражнений.)
2. Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р] .
демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями:
• игра-упражнение «Лягушка» («Слоник»)
• игра-упражнение «Трубочка»
• игра-упражнение «Бегемотик»
• игра-упражнение «Загоним мяч в ворота»
• игра-упражнение «Чашечка»
• игра-упражнение «Вкусное варенье»
• игра-упражнение «Лошадка»
• игра-упражнение «Грибок»
3. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
Работа с педагогами:
1. Консультация «Артикуляционная гимнастика в детском саду».
2. Практическое занятие.
Мастер класс по теме: «Артикуляционная гимнастика - неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы».
Работа с детьми:
1. Знакомство с органами артикуляции.
Подгрупповое разучивание артикуляционных упражнений основного комплекса, индивидуальное – для постановки определенных звуков или группы звуков, используя игровые приемы (логопедические сказки, игрушки, ИКТ);
2. Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов по артикуляции «Научи Губку-Боб правильно произносить звук»
3. Коллективное придумывание сказки «Как научить Губку Боб делать гимнастику».
4. Лепка «Язычки»
3. Заключительный этап.
1. Родительское собрание «Подведение итогов по реализации проекта».
2. Памятка для родителей «Как правильно проводить артикуляционную гимнастику»
3. Оформление папки – раскладушки в уголок «Логопеда».