Анастасия Цайтлер
Проект на тему «Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Способы поддержки инициативы и самостоятельности
детей»
Выполнила: воспитатель высшей категории
Анастасия Николаевна Цайтлер.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень, Ленинградской области, Ломоносовского района.
Паспорт проекта.
База: МДОУ «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Вид проекта : долгосрочный.
Интеграция образовательных областей.
- «Социально – коммуникативная область»;
Публикация «Проект на тему „Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей“» размещена в разделах
-«Познавательно – речевая область».
Самостоятельность – это :
• - способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром;
• - свобода ребенка в поступках и ответственность за них.
Инициатива – это :
• - внутреннее побуждение к новой деятельности;
• - способность к самостоятельным активным действиям
•
Актуальность проекта.
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Основание проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ
от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного
образования»)
• 1.4. Основные принципы дошкольного образования
• п. 2 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• п. 3 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• п. 4 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
• п. 4 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• п. 6 формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Задачи проекта :
- формирование психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
– создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
– создание развивающей образовательной среды, для создания условий социализации и индивидуализации детей.
Образовательные области
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Условия проекта, для поддержки детской инициативы и самостоятельности :
- разнообразная по своему содержанию предметно-развивающая среда;
- образовательная и игровая среда, стимулирующая развитие поисково- познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды, учитывающее индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;
- осведомленность родителей о том, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
-участие родителей в жизни группы (мастер-классы, совместный показ детей и
родителей сказок, организация мини-экскурсий и т. д.).
Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей детей
Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей :
• проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять способность к волевым условиям;
• самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
• проявлять способность к принятию собственных решений.
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
- не стараться всё сразу показывать и объяснять, а создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Исследовательская деятельность «Игра-путешествие «Капитошка в гостях у ребят».
(конспект занятия в средней «А» группе)
Составитель Цайтлер А. Н.,
воспитатель высшей категории
МДОУ «Д/с №30 «Улыбка» д. Кипень
Цель: Приобщать и инициировать детей к самостоятельной экспериментальной деятельности, как к части исследовательского пути.
Задачи: 1. ФЦКМ –уточнить представление детей о том, где можно встретить воду (водоемы, водопровод, колодец, колонка, кран и т. д.);
–формировать у детей значение воды в жизни человека: вода- источник жизни;
2. Познание, (экспериментальная деят-сть, труд – продолжать развивать у детей интерес к самостоятельной опытническо-исследовательской деят-ти;
-развивать у детей инициативу трудовых навыков при уходе за комнатными растениями;
-воспитывать бережное отношение к воде.
. 3. Безопасность-Формировать у детей понятие о том, что пить воду можно только кипяченую.
4. Коммуникация (развитие речи) - активизировать и обогащать словарный запас детей за счет новых слов (водопровод, экономия, водоем, источник, эксперимент и т. д.);
-побуждать детей активно участвовать в беседе, самостоятельно задавать вопросы, отвечать;
-формировать у детей доброжелательные отношения к сверстникам.
.
Оборудование и материалы: картонный персонаж Капитошка, прозрачные одноразовые стаканчики по два на каждого ребенка для проведения опыта «очищение воды», марлевые салфетки и по одной тарелочке на каждого ребенка, фартуки; наклейки-капельки-5 штук; по четыре карточки «времена года» на каждого ребенка; ПК, музыка-звуки ручья и капели.
Предварительная работа:
Работа с родителями: - мини-экскурсия со своими детьми в музей воды;
-туристическая прогулка родителей со своими детьми в «Долину
Ключей»;
-выставка рисунков на тему «Источники воды» на стенде «Рисуем
всей семьёй»
-создание мини-музея воды (поделки и макеты источников воды).
Чтение художественной литературы:
- загадки о воде;
- Н. Сладков «Весенние радости»;
- Э. Шим «Ручей»;
- Л. Толстой «Хотела галка пить»;
- Н. Рыжов «Вы слыхали о воде?»;
- В. Орлов «Ты скажи мне реченька лесная…» (разучивание).
Труд: в уголке природы- ежедневный уход за комнатными растениями (полив, рыхление, протирание листьев влажной салфеткой);
в игровом уголке: мытье игрушек и стирка кукольного белья.
Речевое развитие: беседы с детьми на темы: «Чем пахнет вода?», «Какие водоемы ты знаешь в нашей деревне?», «Можно-ли пить сырую воду и почему?», «Зачем человеку нужна вода?», «Какую пользу приносит вода?».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка: по замыслу детей «Источники воды»;
Рисование: «Наш аквариум» (коллективное); по детей «Источники воды».
Аппликация: «Наш аквариум» (обрывная).
Ход занятия.
В группе, в учебной части, на полу лежит синий овальный ковер. В глубине группы стоят столы, приготовленные к экспериментированию, на стульчиках лежат передники. Звучит музыка ручья, в группу заходят дети, становятся в полукруг на ковре.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы их поприветствуем: к гостям мы повернемся, дружно улыбнемся и пожелаем всем здоровья, скажем-ЗДРАВСТВУЙТЕ. (дети здороваются)
Вос. :-Ребята, вы любите загадки? (ответы детей-Да)
Вос. :-Тогда слушайте задание внимательно. Я раздам вам карточки, на которых нарисованы времена года и буду загадывать вам загадки, .а вы будите показывать нам карточку с определенным временем года- это будет ваш ответ. Внимание, загадки:
Весь день мы купались,
На солнышке играли-
Вот и загорели!
Когда это бывает? (летом)
(дети показывают карточку «Лето»)
Вос. : - Молодцы! Слушайте следующую загадку:
В это время листопад,
Листья желтые летят.
Когда это бывает? (осень)
(дети показывают карточку «Осень»)
Вос. : - Какие вы молодцы! Загадаю вам загадку сложную, будьте внимательны.
Превратилась туча в снег
И нападала на всех!
На ребят особенно-
Вот такой сугробина! (зима)
Когда это бывает?
(дети показывают карточку «Зима»)
Вос. : - Отлично, ребята, и эту загадку отгадали! Слушайте последнюю загадку.
Разбегайтесь, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи! (Весна)
(дети показывают карточку «Весна»)
Вос. : - Замечательно, ребята! А какое время года сейчас?
(ответы детей :-Весна.)
Вос. : - Почему вы так думаете?
(ответы детей :-Растаял снег, набухли почки на деревьях, солнце светит ярче и т. д.).
Вос. :- Все правильно, молодцы. Ребята, вы слышите, что это? (звучит капель, дети отвечают, что это дождик, капель, что-то капает и т. д.)
Вос. :- Ой, что это на меня капает? Ах, вот это кто (достает капельку)
Капелька: - Здравствуйте, ребята!
Я - водяная капелька,
Я очень вам нужна.
Капаю, капаю-
Получится вода!
Вос. :- Ребята, а у капельки есть имя? (дети спрашивают, как зовут капельку)
Капелька: - Меня зовут Капитошка. Я хочу посмотреть, как живут мои сестрички- капельки у вас в группе.
Вос. :- Ну что же, ребята, давайте мы попутешествуем с Капитошкой по группе, вы ей покажите и расскажете, как и где живут ее сестрички-капельки, что они делают и какую пользу приносят. (звучит музыка ручья, дети вместе с Капитошкой идут по группе).
1 остановка «Игровая»
Кап. :- Сколько у вас тут много игрушек! Ребята, а зачем вам здесь нужна вода?
(примерные ответы детей : -вода здесь нужна, чтобы мыть игрушки и стирать кукольное белье.)
Кап. : -Давайте мы приклеим здесь маленькую капельку. (приклеивает)
2 остановка «Моечная»
Кап. :- Ребята, а здесь зачем нужна вода? (примерные ответы детей :- А здесь Ольга Владимировна водой моет посуду.) Давайте и здесь приклеим маленькую капельку, чтобы все знали, что и здесь нужна вода. (приклеивает).
3 остановка около туалетной комнаты.
Кап. :- Ну а для чего здесь нужна вода? (примерные ответы детей :- Для того, чтобы умываться, мыть руки перед едой, чистить зубы.) Молодцы, ребята, все рассказали и показали. А теперь давайте немного поиграем.
Физминутка.
Льется чистая водица (поднимая по очереди то одну, то др. руку вверх)
Мы умеем сами мыться (умываются)
Зубную щетку мы берем, (имитируют движения)
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся по - суше.
Повернем голову вправо,
Повернем голову влево,
Опустим голову вниз-
Капитошке улыбнись.
Кап. :- Какие вы молодцы! Давайте продолжим наше путешествие.
4 остановка около графина с кипяченой водой.
Кап. :- Что это за вода, ребята? (ответы детей :-Это питьевая вода.) И на графин мы приклеим капельку. (приклеивает). Может быть кто-нибудь из вас знает, можно-ли пить сырую воду? (примерные ответы детей :-Кипяченую, в ней нет микробов.)
Кап. :- Ребята, сколько много в вашей группе моих капелек-сестричек. Скажите, они приносят вам пользу? (примерные ответы детей :- Да, они нам помогают, а значит полезные.)
Кап. :- Молодцы, а вы знаете, как вода попадает в дет. сад? (примерные ответы детей :- Вода попадает в дет. сад по трубам из рек и водоемов)
Кап. :- Молодцы. Скажите, ребята, а вы умеете беречь воду? И для чего надо экономить воду? (примерные ответы детей :- Воду надо экономить, чтобы ее хватило всем, чтобы она не вытекла – надо обязательно закрывать кран и не лить воду без надобности.) Молодцы! Я хочу подарить вам плакат, чтобы никто из вас не забывал закрывать кран (дарит детям плакат).
Кап. :-Ребята, а теперь скажите мне, можно-ли пить воду из под крана? И почему? (ответы детей :-Нет, она грязная) А очищать воду вы умеете? ( дети:- Нет.) Тогда надевайте фартуки, подходите к столам и мы с вами будем экспериментировать с водой (дети переодеваются и подходят к столам).
Кап. :-Ребята, перед вами два стакана- один из них с водой. Посмотрите, она чистая? (дети рассматривают воду, делают вывод, что вода грязная). Можно такую воду пить и почему? (примерные ответы детей :-Нет, она грязная и в ней живут микробы, отчего можно заболеть.)Правильно. Давайте мы все вместе попробуем очистить воду. Что для этого нужно сделать? (выслушивает предложения детей). Молодцы.
Кап. :-Возьмите пустой стаканчик, накройте его салфеткой из марли и прижмите серединку пальчиком. А теперь аккуратно перелейте воду и посмотрите, что получилось ( дети:-Вода стало чистой.) А что стало с салфеткой? ( дети:- Салфетка стала грязной.)Молодцы, ребята! Вы научились очищать теперь воду, а пить ее теперь можно? ( дети:- Нет. В ней живут микробы, поэтому ее нужно кипятить.)
Кап. :- Ребята, вы все молодцы! И мне у вас очень понравилось, вы не только мне все рассказали но и показали. Мне пора уходить, но я хочу вас спросить, вам понравилось путешествие? (ответы детей :- Мы с Капитошкой научились очищать воду, а еще мы показали Капитошке, как живут у нас в группе ее капельки-сестрички.)
Вед. -Капитошка, послушай стишок, который прочитает нам Егорка.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды!
Кап. –До свидание, ребята.
Рефлексия
Воспитатель:- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
-О чем вы расскажите дома?
- Что вам понравилось больше всего?
- О чем вы расскажите дома своим родителям?
(дети отвечают на вопросы воспитателя).
Интернет ресурс:
https://ucthat-v-skole.ru/
https://fs.nashaucheba.ru/
htt ://vk.kom/doskolnikru
СТИХИ:
Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
Давайте будем вместе природе помогать.
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
Ведь, даже в капле малой – есть для цветка глоток
И превратится капля в веселый ручеек
***
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
(Н. Рыжова)
***
«Ты скажи, мне реченька лесная…»
- Ты скажи мне, реченька лесная,
От чего ты звонкая такая?
- Утром надо мной поёт синичка-
От того и звонкая водичка!
- Ты скажи мне, реченька лесная?
От чего ты чистая такая?
- Чистым голосом поёт синичка –
От того и чистая водичка!
- Ты скажи мне, реченька лесная,
От чего ты синяя такая?
- В роднике купается синичка –
От того и синяя водичка!
В. Орлов.
Загадки:
На свете нет её сильнее,
На свете нет её буйнее,
В руках её не удержать.
И на коне не обогнать. (Вода)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – в нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро или пруд)