Галина Семёнова
Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете «Педагогические условия создания проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога и ребёнка» воспитателя МДОУ «Детский сад «Дружба» р. п. Дергачи Саратовской области Семёновой Г. А. 19 января 2017г.
Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы»
Публикация «Из опыта работы „Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы“» размещена в разделах
Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольника в детском саду. В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Мы помогаем детям осознать и эмоционально почувствовать своё новое положение в детском саду. Такие выражения «Вы самые старшие», «Вы должны быть примером», «Помогите малышам», «Разрешите спор младших», направляют активность старших дошкольников на решение новых значимых для их развития задач. У детей в этом возрасте формируется потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, по этому нужно создать такие условия, которые способствуют развитию детской самостоятельности, инициативы, творчества. А это в доступном месте находятся наборы для творчества (краски, раскраски, трафареты, силуэты, экспериментирования (лупы, зеркала, губки, ситечки, энциклопедии. Детям создаются ситуации, из которых можно найти выход про анализируя. «Как играть, если ….», «Придумай новые правила», «Как бы поступил ты?», «можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?»,»Почему это так происходит?» Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребёнку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись- дать совет, задать вопрос., показать рост их достижений. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять уверенность в свои силы. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель или принять её от воспитателя, обдумать путь к достижению, осуществить свой замысел, оценить свой результат с позиции цели. Для этого мы используем средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Наша задача- развивать интерес к творчеству. Дети нашей группы очень любят кукольный театр. Они самостоятельно могут инсценировать знакомую сказку или придумать свою. Дети любят придумывать новые продолжения историй. В группе часто появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности: новые игры, детали каких- то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, таинственные письма с увлекательными заданиями, схемами, ребусами. Решая эти задачи, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость познания и открытия. Особую роль в источнике новых знаний играет книга. Из книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и побуждает в них стремление к овладению чтению.