Елена Котова
Консультация для педагогов «Эффективные формы, способы, условия поддержки самостоятельности и инициативности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Некоторые люди никогда не проявляют свою инициативу — до тех пор, пока кто-то не попросит их об этом»
Роберт Бэнкс.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и их интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные формы, способы, условия поддержки самостоятельности и инициативности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2017
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности :
- самостоятельной сюжетно-ролевые,
- режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт призывает нас к поддержке детской инициативности, развитию любознательности, и ориентирует на то, что на выходе из детского сада ребенок должен обладать достаточной самостоятельностью в принятии решений, практической самостоятельности.
Под проявлением детской инициативы понимается процесс решения задачи, который основан на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предлагаемый самим ребенком.
Сегодня мы предлагаем рассмотреть наиболее эффективные методы, формы, способы и средства поддержки детской самостоятельности и инициативности.
Существуют различные методы направленные на поддержку детской инициативы, например такие как:
Словесные – беседа.
Практические – самостоятельные опыты, эксперименты, исследования.
Методы стимулирования – соревнование.
В нашем детском саду активно используются следующие формы работы с детьми для поддержки инициативы :
- познавательные занятия с постановкой проблемной ситуации, позволяющие ребенку предложить свой вариант действий, направленный на выход из сложившейся ситуации
- проектная деятельность, основанная на трех вопросах: «Что я знаю?», «Что я хочу узнать», «Как я смогу это узнать?»
- Совместная опытно-исследовательская деятельность
- Наблюдения и элементарная трудовая деятельность в уголке природы.
- «Детский совет»
- самостоятельная игровая деятельность (выбор сюжета, атрибутов к игре, и т. д.)
В качестве способов поддержки детской инициативы можно использовать :
• Картосхемы,
• Алгоритмы исследования объекта
• Моделирование ситуаций с участием персонажа
• Поощрение самостоятельности, инициативности.
Безусловно, для развития инициативы нужна определенная база знаний, конструктивных навыков и умений. И здесь незаменимую роль играют условия для поддержки самостоятельности и инициативности :
Предметно–развивающая среда
Формирование положительных установок «Я смогу», «У тебя все получится».
Создание ситуации успеха.
Создание ситуации, которая поможет ребенку выразить свои чувства, мысли, желания.
Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей
Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.
Какими компетенциями должен обладать педагог?
В первую очередь, конечно, это доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку. Также следует поддерживать даже маленькие попытки проявления детской инициативы, поощряя их например такими фразами как: «Вот видишь у тебя уже получается!», «Какой ты умничка!», «Может быть, Стас нам предложит свой вариант? Ну что ж так тоже можно поступить!» и т. д.
Не стоит забывать, что каждый ребенок ждет от нас внимания, что бы его услышали. Если вы задаете общий вопрос, отреагируйте на каждый ответ, потому что ребенок ждет его. Сделать это можно даже общими фразами, например: «Как здорово!», «Замечательная идея», «А мы так сможем достичь нашей цели?», «Интересно, что же у нас получится?». Не допускайте со своей стороны резких ответов - «Подожди!», «Нет, так делать мы не будем!», «Нет, этот вариант нам не подойдет». Фразы такого содержания не допустимы в общении с детьми, поскольку могут надолго лишить ребенка желания вообще что – то говорить и предлагать в следующий раз. Предложите «А как ты думаешь, что у нас получится если мы так сделаем?», и пусть ребенок продумает или даже на практике проверит к чему приведет его предложение, но это будет деятельность – его деятельность, и его самостоятельное получение ответа, в результате которого он сделает вывод. И тут же важно поддержать ребенка, если результат к которому он пришел его расстроил. «А как ты думаешь, может быть еще как то можно сделать? «Ни чего страшного, так тоже бывает».
Рекомендации педагогам для развития и поддержки детской самостоятельности и инициативности :
Обеспечение доброжелательной, благоприятной атмосферы, отказ от авторитарного стиля общения, отсутствие высказываний, критики оценок в сторону ребенка.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
Создание условий для принятия решений, выражения своих мыслей и чувств.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов «Что предлагаете делать?», «Как нам поступить?»
Уход от вопросов требующих однозначных ответов
Предоставление возможности детям задавать много вопросов.
Действия педагога, которых следует избегать:
- Отвечать за детей на свой же вопрос. Дайте время детям подумать, поразмышлять. Ваш быстрый ответ не даст того развития ребенку, которое он получит, если сам подумает, попробует сформулировать мысль и дать ответ.
- Доделывать и тем более переделывать творческие работы. Каждый ребенок уникален, и его видение окружающего тоже уникально, в то он делает он вкладывает частику себя, свои умения, чувства…Дайте возможность ребенку выразить себя.
- Ждать от детей только правильные ответы. Если дети отвечают неверно, следует им помочь наводящими вопросами: «А почему ты так думаешь?», «А может быть можно по другому?». Дайте возможность детям размышлять.