Папки-передвижки

Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего возраста»

Марина Егорова
Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

в средней логопедической группе «А»

«Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста»

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности и инициативы у ребёнка.

Задачи:

Публикация «Конспект родительского собрания „Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего возраста“» размещена в разделах

1. Показать теоретическую значимость самостоятельности и инициативы в воспитании детей.

2. Представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.

3. Дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности и инициативы у ребенка.

Повестка собрания :

1. Обсуждение-диспут с родителями по вопросу «Что такое самостоятельность»

2. Проведение игрового упражнения «Что может ребенок среднего возраста»

3. Презентация памятки «Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка»

4. Разное.

5. Рефлексия.

Ход собрания:

Давайте улыбаться просто так,

Улыбки раздавать случайным людям.

Чтоб не за грош, не за четвертак,

А просто так им улыбаться будем.

(чтение сопровождается звучанием тихой инструментальной музыки).

Добрый день, дорогие друзья. Я рада снова видеть вас в нашем саду.

Я дарю всем вам свою улыбку, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло, свет и радость нашей с вами встречи.

Спасибо.

Игра «Общие интересы»

Родители встают в круг, воспитатель предлагает объединиться в подгруппы тем, у кого 1 ребенок, 2 или более детей, у кого есть пуговицы на одежде, кто любит кошек.

Воспитатель обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

Нас объединяет то, что мы с вами сегодня собрались поговорить о наших детях.

Тема нашей встречи «Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста»

Нашу встречу хочется начать с вопроса:

- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?

- Что нового появилось?

(высказывания родителей)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать «Я сам!» (фразу «Я сам (а!» говорят родители)

(стих. И. Муравейка «Я сама!»)

Давай будем одеваться.

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться.

Я сама! Я сама!

Ну, идём, хоть причешу я.

Я сама! Я сама!

Ну, давай хоть покормлю я.

Я сама! Я сама!

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным : может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

А сейчас давайте разберём и прокомментируем ситуации в командах.

Ситуация для анализа 1.

Четырехлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но. наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам, сам!

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы:

1. Правильно ли поступила мама? И почему?

2. Бывают ли подобные ситуации у вас? Как вы выходите из них? Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени (особенно утром, когда мы собираемся на работу, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

• Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

• Как вы считаете?

• Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности, т. е. желание самоутвердиться.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. В этом случае дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Ситуация для анализа 2.

Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!»

Какие действия нужно предпринять взрослым?

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот. Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

(стихотворение «Взрослым» М. Шварц)

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире.

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться.

По приказу – умываться,

По приказу – одеваться,

Рано заправлять кровать.

По команде – есть садиться,

По заданию – учиться.

По режиму – спать ложиться,

По будильнику – вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему.

Де – мо – би – лизация!

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши (результаты обсуждения с родителями прикрепляются на ватман на доске: «Что ребенок может в 4-5 лет» и «Что ребенок не может»).

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

Одеваться и раздеваться в определё нной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Вот и подходит к завершению наше собрание. Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу! Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности. А начать вам поможет наша памятка «Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка» (Приложение 1).

Звучит фонограмма инструментальной музыки и на фоне затихающей музыки воспитатель читает стихотворение:

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссориться и злиться,

Постарайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Вовремя послушать и понять,

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите.

И всегда незримо направляйте,

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять.

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте!

И всегда надейтесь на детей

И любите их душою всей,

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

Напоследок я дарю вам еще одну крылатую фразу: «У ленивых родителей – трудолюбивые дети». Если использовать ее во благо – ваши дети научатся заботиться о вас, чувствовать за вас свою ответственность.

Не стесняйтесь иногда притвориться больным, усталым, немощным, неумейкой и потом не забудьте, главное, вовремя похвалить за выполненную работу ребенка.

- Ты очень многое можешь!

- Что бы мы без тебя делали!

- Я радуюсь твоим успехам!

Берегите ребенка и колдуйте над ним! Будьте его другом, станьте верой, надеждой. А с любовью к Вам он сам пришел в этот мир.

Разное.

Рефлексия.

Я думаю, что сегодняшнее собрание было очень ценным и познавательным для вас. Любите своих детей, уделяйте им больше времени, и тогда окружающие вас люди обязательно скажут: “Какой у вас замечательный ребёнок!”

Закончите фразу: “После сегодняшнего собрания я …”.

Используемая литература:

1. Бабаева Т. И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе», г. Санкт – Петербург. 2005г.

2. Метенова Н. М. «День открытий», ВЛАДИС, М., 2001г.

3. Пастернак Н. А. «Растим дошкольника: как?», П-Сервис, Краснодар, 2003г.

4. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998. стр 256.

Дополнительные ТСО:

1. Фонограмма инструментальной музыки

2. Музыкальный центр

Приложение 1.

Памятка родителям

Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т. п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

Публикации по теме:

Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны.

Конспект группового родительского собрания «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие познавательных интересов и познавательных способностей, формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Конспект родительского собрания тема: «адаптация и здоровье детей младшего возраста» конспект родительского собрания тема: «адаптация и здоровье детей младшего возраста» форма проведения: круглый стол. (для родителей детей.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Воспитание положительных привычек у детей» Цель: обмен опытом родителей друг с другом, распространение передового пе-дагогического опыта среди родителей, оказание своевременной помощи.

Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» с участием детей в КВН Конспект родительского собрания в старшей группе «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Форма проведения: круглый стол,.

Консультация «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей» Консультация «Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей» В Федеральном государственном.

Музейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возрастаМузейная педагогика как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста 2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы. «Только тот, кто.

Конспект родительского собрания «Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста»Конспект родительского собрания «Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания. ТЕМА: Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста. ЦЕЛЬ: Познакомить родителей с понятием.

Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего возраста»
Опубликовано: 5 октября 2017 в 06:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Воспитание самостоятельности и инициативы у детей с ОВЗ среднего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Егорова (УИ 198988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД