Зульфия Муракаева
Способы и направления поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 января 2014 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребё нка дошкольного возраста :самостоятельность, инициатива, творчество.
Значение слова инициатива по Ефремовой :
Инициатива - 1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях.
2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
Публикация «Способы и направления поддержки детской инициативы» размещена в разделах
3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Можно сказать инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.
Инициативы бывают ответственные и безответственные.
Безответственная инициатива - сделать предложение или начать дело, не продумывая, кто и как это будет доделывать и довершать. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Ответственная инициатива - инициатива человека, у которого есть цели, есть свой максимум жизни, есть свое направление, продумано, кто и как будет доделывать и довершать дело. Есть ли ресурсы, рентабельность начинания, каковы ближайшие и отдаленные последствия.
Остановимся подробнее на том, как рассматривается поддержка детской инициативы в Федеральном государственном образовательном стандарте. ФГОС ДО определяет несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление педагогического воздействия и взаимодействия, а именно:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок сам выбирает содержание своего образования (становится субъектом образования);
- содействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений в различных видах деятельности;
- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности:
- создание условий для принятия детьми решений, свободного выражения чувств и мыслей, недирективная помощь детям.
Также указаны основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность. И так основные из них:
-общение;
-игра;
-познавательно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- коммуникативная и др.
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.
Для развития инициативности нужно :
1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
Развитие - это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для родителей это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе.
Бесчетное количество примеров можно привести. Но все лишающие мужества примеры имеют одно общее свойство: Родители подчеркивают ошибку ребенка. Добрая воля и достигнутое не поощряются и даже не удостаиваются внимания.
Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.
Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам.
Вместе играть - это безопасная ситуация, где нужно только соблюдать правила. Развивает смелость желаний.
В случае серьезных, досадных ошибок, тем более повлекших за собой необратимые и болезненные последствия, многих людей начинают мучить бесплодные переживания: "Ну что я не подумал? Почему я не предусмотрел? Как же я мог. " и так далее. Подобного рода переживания, переходящие в самоедство, больше мешают, нежели помогают, и с этих переживаний имеет смысл себя переключить на что-то более конструктивное.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка, которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.
Все виды деятельности, предусмотренные программой МДОУ, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др. Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
3-4 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
• рассказывать детям о реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
• уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
• всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности :
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Младшая подгруппа
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Таким образом для инициативной личности характерно :
- произвольность поведения;
-самостоятельность;
-развитая эмоционально-волевая сфера;
-активность в различных видах деятельности;
-стремление к самореализации;
-общительность;
-творческий подход к деятельности;
-высокий уровень умственных способностей;
-общая познавательная активность.
Условия, способствующие развитию детской инициативы :
- Педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, понимания, терпимости и упорядочности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности.
- Следующим условием развития инициативности поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего общения и обучения.
- Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка. Названные условия характеризуют требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку представленную :
-доброжелательным отношением взрослого к положительной инициативе;
-постоянным одобрением и развитием инициативности;
- предоставлением ребенку возможности действовать самостоятельно, по- своему;
- условиями для самоутверждения ребенка.
Приоритетные сферы деятельности развития инициативы :
В 3-4 года – продуктивная деятельность;
В 4-5 лет - познавательная деятельность;
В 5-6 лет - в общение;
В 6-8 лет - образовательная деятельность.
Разнообразны способы поддержки детского инициирования :
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей (сотворцов);
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
-стремление ребенка выразить результат в продуктивных видах деятельности (рисунках схемах, постройках и т. д.)
Способы педагогической поддержки детей в продуктивных видах деятельности Цель, установка Возможные варианты Поддержка Осуществить мыслительные действия -Пробующие (проб и ошибок) -Частично-поисковые -Поисковые (догадался, проверил, нашел, подумал, включая типовые действия, рассуждения: «Я знаю; Так всегда бывает; Я вижу и др. -Направленность на решение проблемы (на поиск.) -Вариативные, комбинаторные действия (перебор случаев, согласно гипотезы) -практический (мысленный) ход от полученной информации к новому (очередному) поиску -опыты, эксперимент, элементы «умственного эксперимента» Педагогическая помощь и поддержка Риторические вопросы - А как же быть? Возможно ли иначе? - Помощь в формулировке высказывания. - Подвести к действию (как по-другому.) - Конкретные вопросы с целью сохранения интереса и активности. (Кроме указанных) - Назвать возможные пути решения проблемы? (преодоления неизвестности, трудности) - помощь в выборе рационального высказывания (прослушали…предложений, какое из них, по вашему мнению, самое верное). - Поддержка ребенка в случае угасания интереса («Ты высказал хорошую мысль», «Давай подумаем вместе», «Ведь многое уже узнали»). - Непосредственное включение взрослого в практическую опытную деятельность, составление схемы. Приемы поддержки проявлений инициативы с целью активизации детей при освоении новой игры Ориентиро вка (общая) (Организация совместного поиска направлений развития игры Определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместного с ребенком,взятого из приложения к игре) Уточнение целей и правил игры (если в этом есть необходимость) Реализация хода игры Оценка результата (соотнесение задуманного с полученным) Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач Гипотезы, предложения, мнение, советы. Ассоциации, аналогии. Преобразование способов поиска, задач, результата. Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма». Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций. Догадка (инсайт, озарение) : О чем надо догадаться? Что отгадать? Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг). Приемы мнемотехники. Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений) : • ТРИЗ (РТВ) : инверсия (наоборот, хорошо-плохо, наоборот (противоположности). • Элементы режиссерской, ролевой игры. • Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).
Способы педагогической поддержки детей в продуктивных видах деятельности
Цель, установка
Возможные варианты
Поддержка
Осуществить
-Пробующие (проб и ошибок)
-Направленность на решение проблемы (на поиск.)
мыслительные
-Частично-поисковые
-Вариативные, комбинаторные действия (перебор
действия
-Поисковые (догадался, проверил, нашел,
случаев, согласно гипотезы)
подумал, включая типовые действия,
-практический (мысленный) ход от полученной
рассуждения: «Я знаю; Так всегда
информации к новому (очередному) поиску
бывает; Я вижу и др.
-опыты, эксперимент, элементы «умственного
эксперимента»
Педагогическая
Риторические вопросы
(Кроме указанных)
помощь и
- А как же быть? Возможно ли иначе?
- Назвать возможные пути решения проблемы?
поддержка
- Помощь в формулировке высказывания.
(преодоления неизвестности, трудности)
- Подвести к действию (как по-другому.)
- помощь в выборе рационального высказывания
- Конкретные вопросы с целью
(прослушали…предложений, какое из них, по
сохранения интереса и активности.
вашему мнению, самое верное).
- Поддержка ребенка в случае угасания интереса
(«Ты высказал хорошую мысль», «Давай подумаем
вместе», «Ведь многое уже узнали»).
- Непосредственное включение взрослого в
практическую опытную деятельность, составление
схемы.
Приемы поддержки проявлений инициативы с целью активизации детей при освоении новой
игры
Ориентиро
Организация
Определение
вка (общая)
совместного поиска
содержания и хода
направлений развития
игры (предложенного
игры
ребенком, совместного
(
с ребенком,взятого из
приложения к игре)
Уточнение целей и правил
игры (если в этом есть
Реализация хода
необходимость)
Оценка
игры
результата
(соотнесение
задуманного с
полученным)