Анна Зелинская
Проект «Мы — юные метеорологи» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Мы считаем, что наша метеостанция может послужить способом создания предпосылок для формирования словесно-логического мышления, компонентами которого являются обобщение, анализ, умозаключение и метод работы с пиктограммами.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Мы — юные метеорологи“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как метеостанция, актуален?
Во первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую станцию;
Во вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
В третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
Проблема: «Как узнать прогноз погоды?»
Цель проекта : формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога.
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
- формировать представления о четырех частях света;
- организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.
Предполагаемый результат:
- дети узнают
• о значении погоды в жизни человека
• о метеорологии, как науки;
• о профессии метеоролога;
• — о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
• — о метеоприборах;
- дети смогут
• — использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
• — делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов
Формы работы по проекту :
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
9. Работа с родителями
Блоки:
- слушанье музыки – звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру
- опыты-эксперименты –
1. Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»
2. Опыт с водой – «Сколько весит снег»
- сюжетно-ролевая игра «Диктор прогноза погоды»
- работа с родителями – домашние задания на выходные «Узнай погоду в Вырице и составь рассказ о погоде в выходные».
Этапы работы
- подготовительный этап
- основной (практический)
- итоговый (аналитический по триместрам)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- беседы –
«Что такое погода?»
Цель: знакомство с погодными явлениями
«Народные приметы»
Цель: знакомство с приметами предсказателями
«Загадки планеты Земля»
Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
«Что такое компас?»
Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом
«Откуда дует ветер?»
Цель: знакомство с флюгером
«Какие бывают термометры»
Цель: уточнять знания о термометре воздуха
«Чем измерить силу ветра?»
Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра
«Для чего нужен барометр?»
Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним
«История зарождения метеорологии, как науки»
Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа на метеостанции (улица)
Цель:
- закрепление знаний о метеоприборах;
- выработать навыки использования приборов метеостанции (ежедневная работа на метеостанции);
- учить работать с пиктограммами, обозначающими состояние погоды (работа с листом наблюдений и показаний);
Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определнной последовательности:
• наблюдают за небом и облачностью
• с помощью ветромера дают относительную оценку силы ветра
• с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра
• измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера
• определяют температуру воздуха с помощью термометра
• с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день
Далее дети работают с листом наблюдений и показаний, куда заносят данные наблюдений и показаний метеоприборов.
Работа с Картой погоды (группа)
- дети переносят данные с листа наблюдений и показаний на Карту погоды, выставляя карточки-обозначения, и анализируют показания двух дней наблюдений за погодой
Работа с Дневником наблюдений (группа)
- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Предполагаем сформировать базу для развития у детей словесно-логического мышления, в ходе их работы с метеостанцией.
Измерение глубины снежного покрова.
Забор снега для исследования.
Измерение направления ветра и сторон света с помощью флюгера.
Исследование снега
Измерение температуры воздуха с помощью термометра.