ольга литвиненко
«Будь здоров». Проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 38 ГОРОДА ТОМСКА
Тема проекта : «Будь здоров»
Для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Литвиненко Ольга Николаевна
г. ТОМСК-2018
1 часть. Актуальность проекта :
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствования их физического развития являются основой Программы оздоровления детей в ДОУ.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
2 часть. Определение предмета исследования:
«Береги здоровье смолоду» - гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. С этой проблемой сталкиваемся ежегодно в дошкольном учреждении : ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т. д. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное - благополучие, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
3 часть. Формулировка проблемы.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.
Сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный
дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
4 часть. Выдвижение гипотезы.
Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Для обеспечения здоровья важно многое : и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и лечебно – профилактическая работа, закаливание, выполнение гигиены режима.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоров!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.
5 часть. Проверка гипотезы.
Родительская семья – это важнейший институт формирования здорового образа жизни. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада. Активное использование педагогами разнообразных, прежде всего нетрадиционных форм работы с родителями позволит успешно решать задачи формирования здорового образа жизни, будет способствовать уменьшению заболеваний.
Цель проекта : формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи проекта :
1. Расширять представления о здоровье, его ценности
2. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий
3. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни
4. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
5. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
6. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми
7. Установить сотрудничество с семьями воспитанников по проблеме укрепления физического и психического здоровья детей.
Тип проекта :
По продолжительности: краткосрочный
По направлению деятельности: познавательно - речевой, информационный, практико- ориентированный с элементами деятельности направленной на укрепление здоровья.
Участники проекта : дети старшей группы «Непоседы»(5-6 лет), воспитатель, родители
Длительность: 1 неделя (краткосрочный)
Ожидаемый результат:
-организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
-снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
-сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
-активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей
Этапы реализации проекта
I.Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта :
- постановка целей и задач
- создание условий для реализации проекта
- подбор познавательной, художественной литературы
- проведение бесед
- подготовка атрибутов для игр, занятий
II. Основной (практический этап)
- реализация основных видов деятельности по проекту
День недели Содержание работы
понедельник Беседа: Беседа «Как поддержать здоровье в весенний период» (см. приложение№3)
Рассматривание фотоальбомов, фотографий, открыток о правилах поведения на улице, о весенней одежде (см. приложение №2)
Чтение пословиц и поговорок о здоровье (см. приложение №7)
Д/ И : «Малыши- крепыши», «Кто быстрее соберёт урожай» (см. приложение №8)
НОД. Познание Тема: «Глаза - главные помощники человека» (см. приложение №6)
вторник Беседа: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу» (см. приложение №3)
НОД. Лепка «Полезные и неполезные продукты» (см. приложение №4)
Сюжетно-ролевая игра : «Семья покупает полезные продукты» (см. приложение №10)
Просмотр презентации «Витамины и микроэлементы» (см. приложение №12)
Разучивание стихов : «Где живут витамины?» С. Лосева (см. приложение№1)
Д/ И: «Чудесный мешочек», «Поварята», «Где растёт каша» (см. приложение №8)
Консультация для родителей «Как вырастить здорового малыша» (см. приложение № 13)
среда Беседа : «Беседа о здоровье, о чистоте», решение провокационных
вопросов, проблемных ситуаций (см. приложение №3)
Утренняя гимнастика (см. приложение №11)
НОД. Рисование «Мойдодыр» (см. приложение №5)
Просмотр анимационного фильма «Микрополис» (см. приложение №14)
Чтение сказки Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Сюжетно-ролевая игра «Спортивная база «Долина здоровья» (см. приложение №10)
четверг Беседа: «Спорт-залог здоровья» (см. приложение №3)
Сюжетно-ролевая игра: «Фитнес клуб» (см. приложение №10)
Просматривание презентации «Секреты здоровья» (см. приложение №12)
Разучивание стихов: «Лёгкая атлетика» В. Пахомов (см. приложение №1)
Просмотр презентации : «Чистим зубы правильно» (приложение № 16)
П/ И : «Делай как я», «Сила мяча» (см. приложение №9)
Консультация для родителей: «Хорошо быть здоровыми» (см. приложение № 13)
пятница Прослушивание аудиозаписей : песни о спорте, о здоровье (см. приложение №17)
Просматривание презентации : «Рассуждалки» (дети о здоровье, о правильном питании) (см. приложение №12)
Д/ И: «Спортивные игры», «Полезно - вредно», «Спортивная угадайка» (см. приложение №8)
Выставка рисунков : «Спорт, спорт, спорт» (см. приложение № 18)
Фотоотчёт по работе в группе и с родителями «» (см. приложение №19)
III. Заключительный этап
подведение итогов проекта
- организация выставки «Спорт, спорт, спорт»
- подготовить фото отчёт о проделанной работе
- подготовить клип для родителей о здоровом образе жизни
6 часть. Результаты проекта
Проект «Будь здоров» длился одну неделю.
Во время работы над проектом дети ставили перед собой следующие цели и задачи:
Что мы знаем:
- Здоровый человек это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем.
- Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.
- Еда бывает вкусная и не вкусная.
- Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.
- Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.
- Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть.
Что мы хоти узнать:
- Почему мы не болеем всё время?
- Как можно защититься от болезней?
- Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?
- Для чего нужно поддерживать полезные микробы?
- Какая пища бывает самая полезная?
- Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?
Как мы будем познавать:
- спросим у родителей;
- посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;
- посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы
- спросим у врача, у друзей, знакомых;
- сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;
- сходим на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок
Ресурсы:
- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением полезных и вредных продуктов, видов спорта
- чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок о спорте, полезных и вредных привычках, о продуктах питания
- беседы на темы проекта
- прослушивание и исполнение песен по теме проекта
- просматривание презентаций по теме проекта
- просматривание мультфильмов про микробов
Материальные:
- фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)
- художественная литература
- изо- материалы для творчества детей, строительный материал
- аудиозапись детских песенок
- видеозапись мультфильма
- атрибуты для настольных игр, дидактических, сюжетно-ролевых и игр- драматизаций
- настольный театр
Трудовые:
-подбор информации и оформление материалов по теме проекта
- аппликация, лепка, рисование
Игровые:
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Сюжетно- ролевые игры
Использованная литература:
1. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко «Здоровячок» система оздоровления дошкольников 2007 г.
2. Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» 2009 г.
3. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» 2004 г.
4. Е. А. Бабенкова, О. М. Федоровская «Игры, которые лечат» 2008 г.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» 2010 г.
6. Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»,2003 г.
7. Джеки Силберг «500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3-6 лет»
8. Алябьева Е. А. «Игры для детей 4-7 лет» Москва, 2009г.
9. Материалы из интернета