Богайчук Ирина
Проект «Мы играем в сказку». Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Рубеж 20-21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.
Публикация «Проект „Мы играем в сказку“, Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности в ДОО» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – это и важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу. Чтение художественной литературы – одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно или перейти в их свободную деятельность, так как они не умеют свободно читать и зависят от взрослого.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать круг детского чтения, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком о прочитанном, быть искренним в выражении своих чувств.
Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств : мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.
Снижение интереса к чтению художественной литературы у дошкольников из –за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни и исчезновение традиций семейного совместного чтения с детьми побуждает нас к разным формам деятельности с использованием художественной литературы.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Благоприятные Неблагоприятные
Политические
1) ст. 63 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) о правах и обязанностях родителей;
3) обозначение дошкольного образования в качестве первой ступени образования и обеспечение прав и обязанностей детей согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
4) соблюдение требований по организации жизненного пространства для образования и воспитания дошкольников согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» 1) требуют решения вопросы разработки новых подходов взаимодействия дошкольных организаций с родительской общественностью;
2) рост числа неполных семей, чаще всего, из-за развода родителей, ведет к обесцениванию семейных устоев и традиций;
3) высокая смертность людей, которые не доживают до старости, приводит к утрате преемственности поколений;
4) повсеместное внедрение информационных технологий (Интернет, компьютеры, мобильная связь и прочее) ведут к обесцениванию прямого общения людей друг с другом
Экономические
1) появление новых форм дошкольного образования (в том числе частных, семейных детских садов);
2) повышение требований к организации режима дня, дошкольников в условиях ДОО;
3) Очень большой выбор художественной литературы в книжных магазинах. 1) низкий уровень заработной платы молодых родителей ограничивает их в обеспечении своих детей, они не всегда могут их сводить в театр, купить хорошую книгу;
2) отмена льгот для педагогов ведет к сокращению числа желающих работать в детском саду, что приводит к большой нагрузке тех, кто еще работает, соответственно мало внимания уделяется каждому ребенку. Нет времени педагогу заниматься кружковой работой
Социальные
1) Дети нашего детского учреждения МБДОУ № 166 посещают библиотеку им. Шумилова.
2) В нашем городе работают 27 библиотек, за каждом районом нашего города прикреплена семейная библиотека
3) В городе появилось множество театральных студий для детей
4. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №166 «Цветик – семицветик» города Чебоксары – столицы Чувашской Республики расположено по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола д. 78г. Чебоксары. В детском саду функционирует 14 групп.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с рабочей программой по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад №166 «Цветик – семицветик» г. Чебоксары, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 года № 2/15).
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной образовательной программы «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, разработанной в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) и ряда парциальных программ.
Реализация приоритетного направления деятельности дошкольного учреждения:
Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольника - М. :Педагогическое общество России, 2005.
Реализация национально-региональных особенностей образовательного процесса:
Программа воспитания ребенка – дошкольника / Под редакцией О. В. Драгуновой – Чебоксары, 1995;
Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства / Сост. Л. Г. Васильева – Чебоксары, 1994;
Махалова И. В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» - Чебоксары, 2015;
Мурашкина Т. В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы» - Чебоксары, 2015;
Соловей Л. Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края» - Чебоксары, 2015.
Результаты приведены ниже.
диаграмма 3. Анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга», «Любите ли Вы театр?»
Участвовали в анкетирование 25 родителей, из них 75% принимают участие в жизни детей и имеют высокий уровень знаний о детской художественной литературе и готовы участвовать и помогать в театральной постановке. 22% родителей которые не придают большое значение этой теме и 3% родителей которым не интересна эта тема вообще.
диаграмма 4. Опрос среди детей на тему «Чем ты любишь заниматься свободное время?»
Опрос провела среди 27 детей подготовительной к школе группе «Незабудки», из них 45% любят играть в компьютерные игры и просматривать телевизионные передачи. 37% дети которые предпочитают игры и только 18 % детей предпочитают семейное совместное чтение.
Из проведенной диагностики видно, что большинство родителей уделяют внимание своим детям, но знания по театрализованной деятельности в ДОО ограничены. Опрос же детей показал, что не всем детям родители читают художественную литературу и знания у детей о театрах города, а также о профессиях театра, не сформированы, и необходимо формировать представления дошкольников о художественной литературе и о театре.
Таблица 3. Анализ внутренней среды
Сильные стороны Слабые стороны
Программно-методическое обеспечение
1) реализация образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
2) Наше дошкольное учреждение работает на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования От рождения до школы /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1) бюджет ДОО не позволяет в последнее время выписывать журналы «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду» и др., где может быть представлен опыт работы специалистов по организации театральной деятельности с детьми;
2) нет практических разработок по использованию театрализованных игр в работе с детьми в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности;
3)Театрализованные игры не используются в НОД в ДОО.
4) не проводятся педагогические советы по данной теме
Материально-техническое обеспечение
1) в каждой группе имеется театральный уголок;
2) в детском саду есть музыкальный зал с необходимым музыкальным оборудованием и инвентарем;
3)В нашем детском саду имеется костюмерная, где периодически пополняется новыми костюмами
4) По годовому плану детского сада проводится неделя театра. где все ребята старшего дошкольного возраста показывают свое актерское мастерство, а малыши играют в роли зрителей и пока учатся у старших ребят
5) преемственность МБДОУ № 166 и библиотеки им. Шумилова. Тесно работает наш детский сад с библиотекой, где проводятся различные тематические беседы, конкурсы, развлечения, просмотров презентаций
1) в некоторых группах театральные уголки очень скудные (нет разнообразия видов театров в зависимости от возрастных особенностей детей)
3) бюджет ДОО не позволяет закупать современные ростовые куклы, двигающие куклы
4) не во всех группах ведется планомерная работа по театрализованной деятельности
5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта : формирование у детей и родителей интереса к художественной литературе, через театрализованную деятельность
Задачи проекта :
1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературе, через театрализованную деятельность.
2. .Воспитывать положительное отношение к играм, эмоционально – положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе под средством театральной деятельности.
3. Создать условия для развития творческой активности детей, привлекать детей к совместной театрализованной деятельности
4. Побуждать детей к импровизации художественных текстов с использованием доступных средств выразительности каждого ребенка (мимика, жесты, движения, голоса)
5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу чтения художественной литературы и театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.
6. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участниками проекта являются :
воспитанники подготовительной к школе группе № 14 «Незабудки», списочный состав – 27 детей
воспитатель группы Богайчук Ирина Геннадьевна
родители (законные представители) детей
музыкальный руководитель Таникова Елена Ивановна
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1).Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2015 257 -258, 276, 284 – 286 с.
2) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2010.-118
3) Методические пособия:
• Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду»;
• Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду»;
• Сорокина Н. Ф «Играем в кукольный театр»;
• Сорокина Н. Ф. «Куклы и дети»;
• Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду»;
• Горшкова Е. В. «О говорящих» движениях и чудесных превращениях»;
• Медведева И. А., Шишкова Т. Л. «Улыбка судьбы».
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ
воспитатель группы - Богайчук Ирина Геннадьевна
музыкальный руководитель - Таникова Елена Ивановна
старший воспитатель - Соколова Нина Николаевна
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Оборудование
В группе: микроцентр «Театрализованный уголок»
1) пальчиковый театр
2)теневой театр.
3)настольный театр
4)театр петрушек (игры-импровизации).
5) театр на фланелиграфе
6) куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках).
7) куклы би – ба=бо
8) игрушки самоделки
9) «волшебные вещи» :
шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми, используется в играх на развитие чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
волшебная дудочка (играет – все танцуют, не могут остановиться);
волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);
волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);
-волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);
волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет, используется для описательного рассказа, для развития связной речи, фантазии воображения;
волшебная скатерть (дети используют в сюжетной игре для изображения имитационных движений в этюдах «За столом», «Очень вкусно» и т. д.) на развитие мимики, жеста;
волшебные башмачки, тапочки (с их помощью можно быстро бегать, высоко прыгать, хорошо танцевать).
А также следующая атрибутика: маски, костюмы? ширма, носики различных животных.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Информационный стенд для родителей:
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность в детском саду",
«Воспитание детей средствами художественной литературы»;
Памятка для родителей «Прививаем любовь к книгам»;
Буклеты для родителей «Сказка это важно»;
Сайт МБДОУ «Детский сад № 166» :
www mdou166/ ru
Ссылка на эту страницу :
https://www.maam.ru/users/ Богайчук Ирина Геннадьевна
8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4. Механизм реализация проекта
подготовительный основной заключительный
С детьми
1) Опрос детей «Чем ты любишь заниматься свободное время?»
2) Обсуждение
возможных источников информации о книге и театре;
3)выбор названия проекта
С родителями:
1) приобретения и изготовление атрибутов для театрализованных игр;
2) провести анкетирование родителей
3)создание информационной папки-передвижки о проекте;
С педагогами:
1) постановка цели и определение задач проекта;
2) обоснование значимости проекта;
3) изучение методической литературы;
4)оформление картотеки ритмопластики, этюдов, артикуляционной гимнастики-
С С детьми
1) беседа об истории книги и театра
2) организация этюдов, использование ритмопластики
3) подготовка к фестивалю сказок, постановка сказки «Гуси- лебеди»
С родителями:
1)проведение индивидуальных консультаций;
2) изготовление декораций, костюмов, реквизита для театрализованного представления;
3)пополнение театрализованного уголка атрибутами.
4) родительское собрание о роли театра в развитие детей;
5) оформление информационного стенда о чтение художественной литературы детям старшего дошкольного возраста и о театральной деятельности; педагогами:
1)изучение художественной литературы;
2)подбор наглядных пособий.
С детьми
1) выставка рисунков «Я артист»;
2) конкурс чтецов стихотворений,
С родителями:
1)показ театрализованной сказки «Гуси - лебеди» родителям
2) выпуск фотогазеты «Мы играем в театр»
С педагогами:
1) обобщение результатов проекта;
2) отчетный доклад на педагогическом совете по итогам реализации проекта
9. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 5. План реализация проекта
Этапы Содержание работы Сроки Место проведения Ответственный
подготовительный постановка цели и определение задач проекта 2 октября ДОО Богайчук И. Г.
обоснование значимости проекта; 3 октября ДОО Богайчук И. Г
изучение методической литературы; 4-5 -октября методический кабинет БогайчукИ. Г
СоловьеваН. Н.
приобретения и изготовление атрибутов для театрализованных игр; 9 -13 октября группа № 14»Незабудки» Богайчук И. Г
родители
оформление картотеки ритмопластики, этюдов, артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет; 16 - 17 октября группа № 14»Незабудки»
Богайчук И. Г
провести опрос детей «Чем ты любишь заниматься свободное время?» 19 октября группа № 14»Незабудки» Богайчук И. Г
анкетирование родителей :
«Ребенок и книга», «Чему учат книги?» и
обработка результатов;
20 октября группа № 14 «Незабудки»
Богайчук И. Г
основной
Беседа с детьми об истории книги
24 октября
группа № 14 «Незабудки»
Богайчук И. Г
Прослушивание сказки «Гуси- лебеди» в аудиозаписи 26 октября группа № 14 «Незабудки Богайчук И. Г
Игры со скороговорками 27 октября
группа № 14 «Незабудки Богайчук И. Г
Беседа с детьми о театре, о театральных профессиях 30 октября
группа № 14 «Незабудки Богайчук И. Г
Знакомство с артистами кукольного театра 1 ноября музыкальный зал Богайчук И. Г
артисты кукольного театра
Игра «Играем в сказку» 6 ноября группа № 14 «Незабудки Богайчук И. Г
Оформление информационного стенда о чтение художественной литературы детям старшего дошкольного возраста и о театральной деятельности. 6 ноября группа № 14 «Незабудки Богайчук И. Г
Игровые упражнения действия с воображаемыми предметами 8 декабря группа № 14 «Незабудки
Богайчук И. Г
Родительское собрание о роли театра в развитие детей «Волшебный мир театра»
. 11 декабря музыкальный зал Богайчук И. Г
Игры перевоплощения и ритмопластики 13 декабря группа № 14 «Незабудки Богайчук И. Г
Упражнения «Разыгрывания этюдов» 15 декабря группа № 14 «Незабудки
Богайчук И. Г
Разучивание хороводного танца 21 – 30
декабря музыкальный зал Таникова Е. И.
Богайчук И. Г
Выбор артистов для сказки «Гуси – лебеди» 22 декабря группа № 14 «Незабудки
Богайчук И. Г
Изготовление театральных билетов на представления «Гуси – лебеди»; 9 января группа № 14 «Незабудки
Богайчук И. Г
Репетиции с детьми сказки «Гуси- лебеди». 15 – 24 января музыкальный зал Богайчук И. Г
Таникова Е. И
Подготовка к фестивалю сказок, постановка сказки «Гуси- лебеди» 30 января музыкальный зал Богайчук И. Г
Таникова Е. И
заключительный обобщение результатов проекта; 29 - 31 января группа № 14 «Незабудки
Богайчук И. Г.
конкурс чтецов стихотворений, 29 января музыкальный зал Богайчук И. Г.
Показ театрализованной сказки «Гуси - лебеди» родителям
1 февраля
музыкальный зал Богайчук И. Г
Таникова Е, И,
выпуск фотогазеты «Мы играем в театр 5 февраля
группа № 14 «Незабудки
Богайчук И. Г
родители
отчетный доклад на педагогическом совете по итогам реализации проекта 6 февраля
методический кабинет Богайчук И. Г
10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Расширены представлений детей о книгах (об истории возникновение книги, о видах литературных произведений) театрах (о видах и о театральных профессиях).
Созданы условия для развития творческой активности детей. Приобретены театрализованные игры для детей : настольные. пальчиковые, куклы би -ба -бо. Родители во влечены в изготовления теневого театра., игрушек самоделок, а так же декораций и костюмов для спектакля
Сформированы у детей умения передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля
Развит устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки и свободно держаться на сцене.
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Расширены знания у родителей о выборе книг для старших дошкольников и умения по театрализованной игровой деятельности. Родители могут использовать практически в домашних условиях.
11. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный педагогический проект не исчерпывает решение проблемы. В перспективе проекты могут быть посвящены вопросам использования театрализованных игр с детьми других возрастных группах, использования разных видах театров, что является залогом не только творческого развития дошкольников, но и средством приобщения воспитанников к чтению художественной литературы в данных возрастных группах, а также является обеспечением целевых ориентиров на этапе предшкольной подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, - 2005. – № 4. – С. 24 – 26.
2. Балакирева Т. Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – С. 65 – 68.
3. Горшкова Е. В. О говорящих» движениях и чудесных превращениях. – Москва, Дрофа, 2007. – 79 с.
4. Деркунская В. А. Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений // Дошкольная педагогика, 2009. - №7 - С. 56.
5. Клименкова, О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. – № 4. – С. 7 – 19.
6. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошк. учреждений. – Москва. - ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
7. Медведева И, Я, Улыбка судьбы. Роли и характеры / Медведева И. Я., Шишкова Т. Л. – М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2002. – 240 с.
8. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4. – С. 32 – 39.
9. Педагогическое проектирование в дошкольном образовательной организации; метод. пособие /сост. Н. А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016 – 108с
10. Проектная деятельность в детском саду : метод. пособие/ авт. – сост. Н,А, Васильева. - Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200 с.
11. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр –творчество -дети». – Москва: АРКТИ, 2004 – 204c.
12. Сорокина Н. Ф Куклы и дети – Москва: Обруч, 2012. – 239с.
13. Чистякова, М. И. Психогимнастика; под Ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
14. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду / под Ред. О. Ф, Горбуновой. – М., Мозайка – Синтез. 2007. -143с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Сайт для работников дошкольного образования. www.ivalex.vistcom.ru/metod1.htm
Социальная сеть работников образования
www nsportal.ru
Всероссийский журнал «Дошкольник. Рф»
https://doshkolnik.ru/jurnal-doshkolnik.html
ДЕТсад сайт для детей и взрослых.
https://detsad-kitty.ru/oformlenye/7390-teatralnaya-deyatelnost-doshkolnikov-1.html