Шевлюга Анастасия Сергеевна
Проект «Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и развития ребёнка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата проведения: октябрь 2018- май 2019г
Краткая характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-творческий, развивающий.
Продолжительность проекта: октябрь 2018г - май 2019г
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старшей группы, воспитатели.
Публикация «Проект „Музыкально-дидактические игры как средство воспитания и развития ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Актуальность проекта: Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Цель проекта: выявить значение развивающей функции музыкально – дидактических игр в формировании музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.
Предполагаемый результат: чувство ритма у детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если использовать музыкально-дидактические игры, подобранные с учетом возрастных особенностей.
Задачи проекта: найти и проанализировать информацию о педагогических возможностях музыкально-дидактических игр в развитии и приобрести практический опыт в организации и проведении развлечений для детей.
Ход проекта:
- Разработать новые музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-ритмического слуха. В течение 3-х месяцев регулярно включать дидактические игры в музыкальные занятия и досуги.
- Разработать сценарий развлечения на основе дидактических игр, используемых в проекте.
- Провести итоговое досуговое мероприятие с использованием дидактических игр.
- Продолжать практику введения дидактических игр в жизнь и творчество детей.
- Провести сравнительную диагностику развития музыкально-ритмического слуха у детей в начале и в конце проекта.
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучения и самостоятельной игровой деятельности, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста показало, что в отличии от младших дошкольников, они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.
Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха.
Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.
Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов, заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания;
- правил;
- игровых действий.
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.
Для определения уровня развития музыкально-ритмического слуха использовали следующие задания:
1) прохлопать метрическую долю знакомой песни;
2) прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
3) воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
4) передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)
5) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
6) выявить развитие метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.
До начала эксперимента при проведении диагностики мною были получены следующие результаты:
1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;
Высокий показатель: ребенок правильно прохлопывает метрическую долю знакомой песни.
Средний: прохлопывает рисунок с помощью взрослого.
Низкий: не может правильно справиться с заданием.
а). Высокий показатель 10 человек - 40 %
б). Средний показатель - 8 человека - 35 %
в). Низкий показатель - 6 человек - 25 %
2. Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
Высокий показатель: ребенок безошибочно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни.
Средний: ребенок допускает небольшие ошибки.
Низкий: неправильно воспроизводит ритмический рисунок песни.
а). Высокий показатель - 8 человек - 35 %
б). Средний показатель - 6 человек - 25%
в). Низкий показатель - 10 человек - 40 %
3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
Высокий уровень: ребёнок самостоятельно правильно воспроизводит ритмический рисунок шагами.
Средний: воспроизводит рисунок с помощью взрослого.
Низкий: затрудняется выполнить задание даже после показа взрослого.
а). Высокий показатель -6 человек - 25%
б). Средний показатель -8 человек -35%
в). Низкий показатель -10 человек - 40%
4. Передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество). Задания направлены на выявление ритмичности с помощью демонстрации ритмического рисунка музыкального фрагмента (П. И. Чайковский «Полька», и марша (С. Прокофьев «Марш»).
Высокий уровень: ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения с помощью разных движений рук, ног, туловища.
Средний уровень: ребенок воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью одного вида движений.
Слабый уровень: не может показать ритмический рисунок произведения без подробного разбора и показа его руководителем.
а) Высокий показатель - 6 человек - 25 %
б) Средний показатель - 8 человек - 35 %
в) Низкий показатель – 10 человека - 40 %
5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
Высокий уровень: ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.
Средний уровень: воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя.
Низкий: затрудняется в воспроизводстве рисунка произведения.
а). Высокий показатель — 9 человек — 37 %
б). Средний показатель - 6 человек -25%
в). низкий показатель -9 человека -37%
6. Выявление развития метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.
Оценивала по следующим критериям:
Высокий - точная метрическая пульсация - ребенок ощущает метрические акценты и точно передает метроритмическую пульсацию произведения, определяет сильную и слабую доли такта.
Средний - неуверенная ритмическая пульсация или передача метроритмической пульсации, но при этом сбивание с сильной доли.
Низкий - совершенно неточная ритмическая пульсация, неточная передача метроритмической пульсации звучащего произведения, запутывание в сильных и слабых долях такта)
Были получены следующие результаты:
- точная метрическая пульсация - 8 детей -35% (высокий уровень)
- неуверенная ритмическая пульсация - 6детей - 25% (средний уровень)
- совершенно неточная ритмическая пульсация - 10 ребенка - 40% (низкий уровень)
Итак, высокому показателю музыкально-ритмического слуха соответствует 32,8 % всей группы, среднему показателю 30, %, а низкому показателю -37,1 % всех детей.
В ходе эксперимента было проведено 15 занятий.
Занятия включали в себя все виды деятельности, но проводились в форме игр, этюдов и упражнений.
После проведения экспериментальных занятий проведено повторное обследование детей и получены следующие результаты:
1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;
а) Высокий показатель - 16 детей - 66 %
б). Средний показатель - 8 человека - 33 %
в). Низкий показатель - 0 человек - 0 %
2. Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
а). Высокий показатель - 13 человек - 54%
б). Средний показатель - 9 человек - 37 %
в). Низкий показатель - 2 человек – 8%
3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
а). Высокий показатель -12 детей- 50%
б). Средний показатель -10 человек -41%
в). Низкий показатель -2 человека – 8%
4. Передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)
а). Высокий показатель – 12 детей – 50%
б) Средний показатель - 9 человек - 37 %
в) Низкий показатель - 3 человека – 12.5%
5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
а). Высокий показатель 14 человек 58 %
б). Средний показатель - 7 человек - 29%
в). Низкий показатель -3 человека -12.5%
6. Выявление развития метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.
а) точная метрическая пульсация - 14 детей 58 %
б) неуверенная ритмическая пульсация - 9 детей – 37.5%
в) совершенно неточная ритмическая пульсация - 1 ребенка - 4%
Итак, после проведенных занятий в конце эксперимента высокому показателю музыкально-ритмического слуха соответствует 56% всей группы, среднему показателю 35%, а низкому показателю - 7% всех детей.
По результатам моего исследования видно, что:
- во-первых, влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки, значительно облегчает их восприятие и осознание.
- во-вторых, музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию логоритмических упражнений, пальчиковых и музыкально-дидактических игр.
Доля детей с высоким уровнем развития музыкально-ритмического слуха увеличилась с 32.8% до 56%.
Доля детей со средним уровнем развития музыкально-ритмического слуха увеличилась с 30% до 35%.
Доля детей с низким уровнем развития музыкально-ритмического слуха уменьшилась с 37.1 до 7%.
Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Используемая литература:
1. Баренбойм Л. А. Музыкальное воспитание в современном мире. - М., «Просвещение», 2007г.
2. Бекина И. С. и др. «Музыка и движение», – М. : Просвещение, 2008г.
3. Бодина Е. А. «Воздействие музыки на воспитание личности», «Музыкальный руководитель» №2, 2008г.
4. Бублей С. Детский оркестр. - Л. : Музыка, 2008г.
5. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. –2010 г.
6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. : «Знание», 1973.
7. Вендрова Т. А. «Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн», «Искусство в школе», 2010г.
8. Погорелова Г. П. «Музыкально-игровая гимнастика», «Музыкальный руководитель», №2, 2008г.
9. Тютюнникова Т. Э., Кочемасова Е. Е. «Вездесущий ритм», «Музыкальный руководитель», №7, 2005