Татьяна Гицевич
Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить ребёнка к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счёт. Но именно в сфере развития мелкой моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школьному обучению.
Почему же так важны для малышей, особенно с недоразвитием речи, игры, тренирующие мелкую моторику- движения пальцев и кистей рук?
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. Тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию.
Использование пальчиковых игр и упражнений в совместной деятельности, позволяет воспитателю помочь ребёнку с задержкой развития речи. Поэтому пальчиковые игры необходимо начинать с раннего детства.
Простейшие упражнения в течении 2-3 минут ежедневно сгибать, разгибать пальчики, сопровождая известными потешками : "Сорока-ворона", "Этот пальчик", "Мой мизинчик", "Как живёшь", "Вышли пальчику гулять" и т. д.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл,
этот пальчик гриб нашёл,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.
Но, а этот только ел-
от того и потолстел.
Две сороконожки.
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали
друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
так друг друга целовали,
что едва мы их разняли.
Начиная с двухлетнего возраста можно обучать приёмам самомассажа кистей рук и пальцев :
1. Массаж пальцев, начиная с большого до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей любым шариком (стеклянным, пластмассовым, деревянным и т. д., который можно просто вертеть в руках, гладить пальцами и т. д.
3. Массаж грецкими орехами. Предлагается: катать орех между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать орех между пальцами.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко скользят по ладоням и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
На основе"обследовательских" движений рук создано много известных игр, например такие как: "Угадай на ощупь", "Из чего предмет?", "Что звучало?","Найди такой же" и т. д. ; разные виды театра: "Пальчиковый театр", "Театр картинок", "Театр рукавичек", "Театр Петрушек", которые стимулируют речь ребёнка, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывают эмоциональную выразительность.
В дошкольном учреждении мы используем: игры на развитии тактильного восприятия "Сладкий - шершавый", "Чудесный мешочек"; игры с песком; игры с водой; игры с пластилином; игры нанизыванием : "Собери бусы", "Собери пирамидку", игры с бумагой : "Снежинки"(1-й вариант - нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант - скатать шарики из бумаги, "складывание из бумаги "; фольклорные пальчиковые игры "Сорока - ворона", "Ладушки", "Расскажи стихи руками", "Пальчики в лесу" и т. д. ; игры на выкладывание; "Составление целого из частей" -разрезные картинки, кубики, мозаика, пазлы; игры со шнуровками :"Завяжи узел","Распутай клубок", "Смотай клубок"; игры с пуговицами : "Пристегни детальку", "Выложи узор", "Застегни рубашку" и т. д.
Таким образом, в детском саду пальчиковые игры и упражнения на развития общей и тонкой моторики позволяют воспитателю позитивно влиять на развитие речи и эмоциональное самочувствие ребенка в целом.
Литература
1. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. Изд. "Карапуз",2013.
2. Лопухина И. С. Стихи и упражнения для развития ребенка. - Спб. : Дельта,2015.
3. Рузина М. С. Страна пальчиковых игры : Развивающие игры для детей и взрослых. Спб. : Изд. Кристал,2014.