Леонова Алёна
Проект «Музыкально — дидактическая игра как средство развития памяти у детей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые педагоги я, Леонова Алёна Сергеевна, представляю вашему вниманию выступление по теме исследовательской работы, которую вы видите на слайде «Музыкально – дидактические игры как средство развития памяти у детей дошкольного возраста» (титульный слайд)
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. (2 слайд) Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Поэтому проблема развития данного психического процесса является одной из важнейших на сегодняшний день. (3 слайд)
Публикация «Проект „Музыкально — дидактическая игра как средство развития памяти у детей дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
Система образования реагирует на сложившуюся ситуацию. Образовательный стандарт рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие его интеллектуальных качеств, которые не возможны без хорошо развитой памяти.
Анализ литературы показал, что большинство педагогов проводят работу по развитию данного психического процесса. К примеру, Корепанова И. А для развития памяти у детей использовала такой метод игры, как «закрытые глаза». (4 слайд) Ребёнку завязывают повязкой глаза, так, чтобы он не мог видеть и зрительно запомнить происходящего. Ребёнка водят по несложному маршруту в группе, просят выполнить не сложные физические упражнения, а после этого развязывают глаза и просят повторить всё, что он делал до этого с повязкой на глазах. Педагог-психолог Белокопытова Н. использовала другой метод игры на развитие памяти, «Отыскать на ощупь». Ребенку предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или шершавый, колючий. Однако в психолого-педагогической литературе мы не нашли примеров тому, что для развития памяти педагоги используют музыкально-дидактические игры.
В дошкольном учреждении, на базе которого осуществляется педагогическая практика, работа по развитию памяти у дошкольников предполагает различные игры и упражнения, которые проводятся воспитателем в соответствии с календарно-тематическим планированием. Анализ планов воспитательно-образовательной работы педагогов показал, что специально и систематически работа по развитию памяти у детей дошкольного возраста, к сожалению, не проводится.
Развитием памяти занимались многие отечественные исследователи, их фамилии представлены на слайде. (5 слайд) Для улучшения памяти Лев Семёнович Выготский предлагал вырабатывать специальные навыки, считая запоминание деятельностью, которую можно улучшить при помощи упражнений.
Однако как показывает практика, в области решения данной проблемы в дошкольном учреждении существует ряд трудностей. Прежде всего, к ним относится то, что воспитатели не проводят музыкально-дидактические игры с целью развития памяти у детей, возлагая всю работу на плечи музыкальных руководителей, а если и проводят, то бессистемно, аргументируя это нехваткой времени в режиме дня, отсутствием специального музыкального образования и другими причинами.
Названные трудности позволили сформулировать противоречие между необходимостью развития памяти дошкольников и недостаточным использованием для этого музыкально-дидактических игр. Данное противоречие актуализирует проблему исследования: как музыкально-дидактические игры влияют на развитие памяти у дошкольников. (6 слайд)
Проблема и цель нашего исследования, представлены на слайде
На основании выявленного противоречия и проблемы мы сформулировали тему исследования.
С методологическим аппаратом исследования вы можете подробно ознакомиться в раздаточном материале или на странице 5-6 дипломной работы. (7слайд)
Практическая значимость работы заключается в том, что для воспитателей разработан сборник музыкально-дидактических игр по развитию памяти у дошкольников. Мы предположили, что музыкально-дидактические игры будут являться эффективным средством развития памяти. Для этого мы разработали модель, которую наполнили содержанием, рассмотрели цели и задачи, средства и условия реализации.
Кратко остановлюсь на проведении опытно-экспериментальной работы, которая проходила на базе детского сада № 9.
Для чистоты эксперимента в исследовании принимали участие две старшие группы в количестве десяти человек в каждой – «Радуга» (экспериментальная) и «Цветочки» (контрольная).
(8 Слайд Цель, сроки констатирующего эксперимента.)
Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были разработаны уровни развития памяти, критерии и показатели, а также подобраны диагностические методики. Критерии и показатели перед вами на слайде. (слайд 9 Критерии и показатели)
Для изучения произвольного запоминания мы предлагали ребёнку внимательно рассмотреть 16 картинок и запомнить как можно больше, чтобы затем их припомнить.
Для того, чтобы определить уровень запоминания на время, мы использовали методику «Я знаю пять», в которой ребенку предлагалось поймать мяч и назвать пять домашних животных. Через 30 секунд, ребёнок должен повторить слова в той же последовательности и вернуть мяч воспитателю.
По показателю слуховая память мы использовали методику «Цепочка слов". Детям предлагалось запомнить знаки, слова, которые назовут. Через 15-20 минут вслух произносилось одно из слов тройки, а дети воспроизводили первое и второе.
Для изучения показателя двигательная память, мы использовали методику «Кукловод» : завязывали ребёнку глаза и водили его по комнате простым маршрутом. Затем развязывали глаза, и ребёнок должен был вернуться тем же маршрутом в обратной последовательности.
Хочу обратить Ваше внимание на результаты констатирующего эксперимента. (9 слайд) Внимание на слайд. (сводные результаты конст. эксперимента)
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство детей экспериментальной группы относятся к среднему и низкому уровням развития памяти. На основании этого мы сделали вывод о необходимости проведения систематической работы по развитию памяти у детей экспериментальной группы. Мы предположили, что если будем использовать в работе музыкально-дидактические игры, то уровень развития памяти изменится.
(10 слайд) Цель и сроки формирующего эксперимента, представлены на слайде.
Основное содержание работы по развитию памяти у детей экспериментальной группы предполагало проведение музыкально-дидактических игр с детьми экспериментальной группы. Поэтому реализацию модели мы начали с того, что подготавливали необходимый игровой и музыкальный материал. (11 слайд)
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие памяти, проводились с детьми 1 раз в неделю.
На начальном этапе для нас было важно сформировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь разобраться в соотношении звуков, развить память с помощью музыкальных заданий.
В процессе проведения музыкально-дидактической игры «Бабочки» (12 слайд) для создания мотивации мы использовали такой приём, как отгадывание загадки. Мы предложили детям отгадать загадку о бабочке и прослушать мелодию вальса В. Беккер «Лесная сказка». После чего мы разделили детей на подгруппы, раздав цветочки с определенным цветом. Детям нужно было под данную музыку изобразить летящих бабочек. В конце первого предложения «бабочки» садились на красный цветок, в конце второго — на желтый, в конце третьего — на синий, четвертого — на белый. Для активизации памяти мы изменяли последовательность действий. Игра повторялась 3-4 раза. Поначалу у некоторых детей возникали затруднения. Но при нескольких повторениях данной игры отметили успехи у этих детей.
При проведении музыкально-дидактической игры «У кого игрушка» (13 слайд) мы использовали такой приём, как сюрпризный момент: был объявлен конкурс «Я слышу тебя!». В данной игре использовался любой инструмент (маракас, барабан и т. д.). Мы построили детей по кругу, считалкой выбрали водящего, поставили его в центр круга и повязкой завязали глаза. Дети под музыку передавали инструмент по кругу. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках оказался инструмент издаёт на нем несколько звуков. Водящий отгадывал, в какой стороне был слышен звук, и должен был подойти к ребёнку, который издавал этот звук.
Игра «Будь внимательным» проводилась на прогулке. Перед началом игры мы предложили детям, познакомится с «волшебной» дудочкой. Когда она звучит, приходит солнечное настроение. После чего прослушали «Марш» В. Найденко. Мы построили детей вкруг, на звуковой сигнал дудочки, двигаясь под «Марш», ребята должны были менять направление движения: На 1-й сигнал — двигаться вперед; на 2-й сигнал — спиной назад; на 3-й сигнал — ходьба на месте; на 4-й сигнал — вокруг себя. У большинства детей возникали трудности, тогда мы начинали с одного сигнала, постепенно увеличивая их количество. После нескольких повторений, были видны значительные успехи.
Чтобы заинтересовать детей на игру «Тихо вокруг» (слайд 14) мы предложили детям, отправится в гости к сказкам. Игра проводилась в группе. Для игры использовалось оборудование: карточки с изображением персонажей песни (два комплекта, два домика. Мы поделили детей на 2 команды, после чего включали мелодии из сказок. По окончании песни, через 1-2 минуты, детям предлагалось найти карточки с соответствующим изображением. Выигрывала та подгруппа, у которой оказалось больше карточек. Не у всех детей получалось запомнить мелодии, с этими детьми работа проводилась индивидуально. Со временем мы отметили, что ребята прислушивались к мелодии и научились запоминать.
Большой интерес и активность детей вызвала музыкально-дидактическая игра «Музыкальная цепочка». Она заключалась в том, что мы предлагали детям по очереди спеть по одной песенной фразе. Начинал игру старший ребенок. Он напевал песенку, хорошо известную ребятам (например, «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу.») и сразу же передавал мяч другому ребенку. Тот тут же должен без пауз и заминок продолжить: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу.» и сразу же передать мяч сидящему рядом с ним ребенку, который подхватывает песенку, повторяя ее припев: «Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу.» и т. д. В игре мы использовали известные детям песни.
Дети с большой радостью выполняли музыкальные задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Музыкально-дидактические игры были не только новые, но и уже знакомые, с усложнениями.
Нами была проделана большая работа по реализации разработанной модели развития памяти посредством музыкально-дидактических игр у детей экспериментальной группы «Радуга». Большую помощь в процессе работы на этапе формирующего эксперимента нам оказали педагоги ДОУ: в организации детей, в непосредственном проведении музыкально-дидактических игр с детьми.
Для того чтобы выявить эффективность реализованной нами модели, мы провели контрольный эксперимент, цель и сроки которого представлены на слайде. (слайд 15)
Исследование проводилось в экспериментальной и контрольной группах. Для проведения диагностики мы использовали те же методики, критерии и показатели, что и на этапе констатирующего эксперимента. Обратимся сразу к полученным результатам.
(слайд 16) Обратите внимание на слайд. Это сводные результаты по всем методикам.
Как показано на рисунке, детей с высоким уровнем развития памяти экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом, стало на 25% больше, а по сравнению с контрольной группой, это показатель достиг равного значения. После проведенного эксперимента резко уменьшилось количество детей экспериментальной группы с низким уровнем развития памяти (на 25%), в то время, как в контрольной группе этот показатель уменьшился лишь на 5%.
Таким образом, опираясь на полученные результаты экспериментального исследования, мы убедились, что музыкально-дидактические игры оказывают положительное влияние на развитие памяти. Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Реализованная нами модель развития памяти посредством музыкально-дидактических игр доказала свою эффективность.
Заканчивая свое выступление, я бы хотела отметить, что эта тема для меня была очень интересной и в будущем я бы хотела продолжить её изучение. В перспективе работы по данной проблеме я бы хотела составить рекомендации для воспитателей по развитию памяти у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
Я закончила свое выступление. Готова ответить на ваши вопросы. (Слайд) титульный.