Татьяна Пархоменко
Проект «Музей часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 19»
Предгорного Муниципального Округа Ставропольского Края
ПРОЕКТ
Воспитатель:
Пархоменко Т. В.
Ст. Боргустанская, 2022-2023 гг
ПРОЕКТ
«МУЗЕЙ ЧАСОВ»
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Срок реализации: октябрь 2022-апрель 2023.
Темочки:
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Часы, часики. Мини-музеи
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателей:
• в расширении представления о музейной культуре;
• в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
• в приобретении практических навыков.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Результаты проекта :
- расширение естественнонаучных знаний;
- увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности;
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
- приобретение практических навыков.
Реализация проекта :
1. Беседы
2. ООД
3. Чтение художественной литературы
4. Работа в книжном уголке
5. Пальчиковая гимнастика
6. Гимнастика для глаз
7. Поисково-познавательная деятельность
8. Опытно-экспериментальная деятельность
9. ОБЖ
10. Создание выставок
11. Продуктивная деятельность
12. Дидактические игры
13. Подвижные игры
14. Сюжетно – ролевые игры
15. Музыка
16. Работа с родителями
Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект :
– Как создать музей?
– Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Выяснить, как устроены некоторые часы?
– Узнать, как часы меняли свой облик?
Актуальность
Музей не просто дом вещей,
Музей хранитель тайн
И чтобы всё успеть скорей
Ты время соблюдай!
Время катит чередом,
Час за часом, день за днем.
Чтобы нам везде успеть,
Нужно в часики глядеть.
Как нам понять и ощутить время? Оно так неуловимо! Человечество придумало приборы для измерения времени одним из первых среди всех изобретений. Часы использовались повсюду и всегда, постоянно сопровождая человека, не позволяя ему «потеряться» во временном пространстве. Неудивительно, что за многолетнюю историю цивилизации их видов накопилось столько, что невозможно составить полную классификацию.
«Мини–музей часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.
Старшим дошкольникам необходимо самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
При помощи «Мини–музея часов» у детей вырабатывается умение регулировать и планировать деятельность во времени, создается основа для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.
Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка - это задача данного проекта. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини–музее не только можно, но и нужно брать в руки, рассматривать, разрешается менять и переставлять экспонаты, В мини-музее ребенок является соавтором экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, в дошкольном возрасте, навсегда остаются в памяти.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на расширение и углубление знаний. Проект «Мини-музей часов» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта : создание системы работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.
Задачи проекта :
1. Формировать у дошкольников представление о музее, познакомить с историей часов.
2. Создать воспитанникам условия для самостоятельной и совместной деятельности в рамках реализации проекта;
3. Осуществлятьвзаимодействие с родителями в вопросах развития познавательной сферы ребёнка.
4. Развивать у старших дошкольников умение работать в коллективе.
5. Активизация словарного запаса дошкольников.
6. Развитие навыков связной речи.
7. Развитие психических процессов дошкольников (внимание, память, мышление, воображение) через художественно–творческую и познавательную деятельность.
Этапы работы по проекту
1 Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта (беседы с целью создания коллекции часов).
5. Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
6. Изготовление лэпбука «История часов».
2 Основной этап
Мероприятия проекта Сроки
Изучение научно-методической литературы по данной теме.
октябрь
СООД «Какие бывают часы?»
Беседы: Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах. «Правила поведения в музее».
Рисование «Кремлевские куранты»
Чтение художественной литературы
Сказка «Часовые стрелки»,
«Сказка о часах, у которых было сердце»
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментирование «Песочные часы».
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час). Знакомство с песочными часами. ноябрь
Беседы
Вечерние беседы с детьми:
«Как устроить музей часов?»
(беседа и презентация.) «Как беречь время?»
Чтение художественной литературы
«Самые известные часы в мире».
ОБЖ
«Чем опасны разбитые часы?» (беседы об аккуратном обращении с часами).
Здоровье
«Надо ли соблюдать режим дня?» (беседа)
декабрь
Речевое развитие
Разучивание стихов о часах.
Чтение художественной литературы
«Про часы и о часах» И. Мельников.
«Что такое завтра и вчера» Б. Зубков.
«Про часы и о часах. Детская энциклопедия».
«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц.
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Бьют часы».
Создание картотеки гимнастика для глаз:
«Как бьют часы».
«Волшебные часы».
«Шел по берегу петух».
«Петушок».
Поисково-познавательная деятельность
Экскурсии в музеи нашего детского сада.
Продуктивная деятельность
Лепка «Наручные часы».
Музыка
Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты). Слушание песен о часах.
Материал по восприятию музыки: цикла «Времена года» П. И. Чайковский, А Вивальди.
«Часы природные верны» (музыка и слова Шаломоновой).
январь
Познавательное развитие
(ФЭМП) «Время». «Часы. Как узнать время».
Пословицы и поговорки о времени и часах.
Загадки.
Чтение художественной литературы
«Мои часики» Т. Коваль.
«Солдатские часы» Б. Никольский.
«Тик-так» А. Анофриев.
«Без четверти шесть» С. Берестов.
Рассматривание иллюстрации и фотографии с изображением часов на улицах города, вокзалах.
Создание картотеки дыхательной гимнастики
«Маятник».
«Часики».
«Петушок».
Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».
Сюжетно –ролевые игры
«Я - экскурсовод музея часов».
«Музей» (проведение экскурсий по группе).
«Магазин часов».
февраль
Рассматривание фотографий с разными часами.
Чтение художественной литературы
Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Солнечные часы или часы на небе», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)».
Создание картотеки пальчиковой гимнастики:
«Часы».
«Часы с кукушкой!».
«Ходят часики тик-так».
«Вышли мыши как-то раз»».
Аппликация «Башенные часы».
Создание картотеки д/игр
«Расставь цифры на часах».
«Впиши пропущенные цифры».
«Распорядок дня».
«Время».
«О времени».
«Часы».
«Даша дома».
«Выбери, что нужно для часов».
«Часы и время».
«Детский сад».
«Какой день недели».
«Успей вовремя».
«Тик-так».
«Составь неделю».
«Назови сутки».
«Живая неделя».
март
Создание выставок:
Книга-самоделка «История часов моей семьи».
Часы-самоделки. Лэпбук.
Выставка творческих работ детей.
Консультация для родителей «Делу - час, потехе - время».
апрель
3 Заключительный этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
4. Презентация проекта
Реализация проекта.
Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности: беседы, ООД, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, ОБЖ, поисково-познавательную, опытно-экспериментальную, продуктивную, театрализованную и музыкальную деятельности. Важную роль играет создание выставок, стенгазет, книжек-самоделок. Родители являются активными помощниками в работе над проектом.
Результаты проекта.
1. Создание музея часов.
2. Расширение кругозора, знаний об истории и видов часов.
3. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
3. Приобретение практических навыков.
4. Создание развивающей среды.
5. Активное участие родителей в жизни группы.
Практическая значимость результатов.
Установлены партнерские отношения с родителями.
Дети, родители и педагоги имеют возможность расширить и углубить свои знания социального мира, создать единое развивающее пространство.
Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.
Обогащение развивающей среды в группе.
Взаимосвязь детского сада и семьи.
Распространение опыта работы в данном направлении.
Опыт работы представлен родителям и коллегам на день открытых дверей.
Оценка качества реализации проекта.
Анализ мероприятий отслеживается по завершению каждого отдельного этапа с использованием наблюдений, бесед с детьми, родителями и педагогами. По мнению родителей и педагогов, проект «Мини-музей часов» интересный и актуальный. Таким образом, создана система работы по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность мини-музея.
Литература:
1. Сошественская Н. М. Занятие в ГПД «Что мы знаем о часах», статья с фестиваля «Открытый урок»
2. Сафонова Л. А. Цикл занятий по ознакомлению детей со временем, статья с фестиваля «Открытый урок»
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие.
4. Котляр Эльмира «Часы – часики». «Малыш», 1986.
5. Кобитина И. И. «Дошкольникам о технике». «Просвещение», 1991.
Конспект НОД по