Млада Сидорова
Творческий проект художественно-эстетической направленности «Я приглашаю вас в музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект художественно-эстетической направленности «Я приглашаю вас в музей»
Пояснительная записка
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом используется.
Публикация «Творческий проект художественно-эстетической направленности „Я приглашаю вас в музей“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику музейной технологии. Данная технология в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.
Отторжение современных детей от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию культурных ценностей.
Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов.
Образование детей с использованием технологии музейной педагогики общедоступно, вариативно. Получение знаний детьми происходит в свободно в совместной деятельности со взрослыми, сверстниками и самостоятельно.
Педагоги уверены, что воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Одна из основоположниц отечественного ДО в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников особенно интересно, когда музей сам приходит в гости к ребенку. И здесь большую роль играют мини-музеи ДОУ, которые помогают коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей:
-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
-в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций.
Одним из интересных мини-музеев нашего ДОУ является мини-музей музыкальных инструментов.
Русский народ всегда окружал свою жизнь песнями и плясками, игрой на русских музыкальных инструментах. Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью русской инструментальной музыки свои мысли, душевные переживания, а в этом ему помогали самые разнообразные музыкальные инструменты, которые создавали талантливые русские мастера.
Отличительной чертой и преимуществом мини-музея музыкальных инструментов является возможность увидеть и потрогать редкие инструменты. А так же использовать их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой деятельности. Нужно дать почувствовать детям, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, нами был разработан проект художественно-эстетической направленности, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов, поможет закреплять знания, полученные на музыкальных занятиях, развивать исполнительскую культуру и творчество.
Этот проект предполагает использование мини-музея нашего музыкального зала, а также презентации и виртуальные экскурсии для формирования и развития культуры и познавательной активности дошкольников.
Вид проекта:
долгосрочный, тематический, познавательно-творческий, межгрупповой.
Цель проекта:
воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными инструментами, их историей и способами игры на них.
Задачи:
1. Создать условия для повышения компетентности педагогов в области музейной педагогики и организации мини-музея в ДОУ;
2. Развивать исполнительскую деятельность детей через повышение интереса к игре на музыкальных инструментах;
3. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность в мини – музее;
4. Способствовать формированию интереса, знаний и представлений детей о музыкальных инструментах;
5. Содействовать воспитанию культуры и художественного вкуса воспитанников;
6. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной, продуктивной и творческой деятельности.
Участники проекта:
• воспитатели и музыкальные руководители;
• воспитанники средних, старших и подготовительных групп,
• родители.
Срок реализации: 7 месяцев
Предполагаемый результат
С педагогами:
1. Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ.
2. Овладение педагогами практическими навыками в использовании технологии музейной педагогики.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, видах музеев, правилах посещения музея, о музыкальных инструментах.
2. Реализация естественной потребности детей в творчестве.
3. Развитие элементарных навыков и способов игры на музыкальных инструментах, умение играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать.
4. Повышение познавательной активности детей в области музыкальных инструментов.
5. Расширение словаря детей.
С родителями:
Привлечение внимания родителей к музейной педагогике как интересной, познавательно-развивающей форме образования и воспитания детей, а также увлекательного совместного семейного досуга.
План реализации проекта
Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (февраль)
На этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется подборка видеоматериалов, создание презентаций, разработка сценариев предстоящих мероприятий.
2 этап – основной (март-июль)
1. Проведение игровых занятий с виртуальными экскурсиями в музеи:
«Музей музыкальных инструментов», «Музей-усадьба П. И. Чайковского», «Музыкальные картины и музей В. Васнецова», «Малютки хомлины на улицах Калининграда», «Экскурсия в Зеленоградск – музей котов МУРАРИУМ»;
2. Проведение тематических занятий с использованием ИКТ по темам: «Струнные инструменты», «Духовые инструменты», «Шумовые инструменты», «Клавишно-язычковые инструменты», «Русские народные инструменты», «Оркестр и дирижёр», «История погремушки», «Фея Музыки и история скрипки», «Сказки старого пианино».
3. Проведение 3 игровых досугов с виртуальными экскурсиями «В гости к любимым писателям» (музеи К. Чуковского, М. Пришвина и Астрид Линдгрен): «Муха-Цокотуха», «Весенняя прогулка», «День рождения Карлсона»
4. Проведение развлечений: «Баба Яга и музыкальные инструменты», «Музыкальный магазинчик», «Как домовёнок Кузя стал дирижёром», «Большой Ух», «Путешествие в старину с золотым яблочком».
5. Организация музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами на группах в досуговой деятельности.
6. Просмотр мультфильмов о музыке и музыкантах на группах.
7. Консультация и Мастер-класс для воспитателей:
Презентация «Методика проведения экскурсий»;
Презентация «Экскурсия как инновационная технология педагогической работы»;
Консультация «Использование технологии музейной педагогики при обучении детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»;
Консультация и мастер-класс «Виртуальные экскурсии по музеям как одна из форм приобщения дошкольников к историческому наследию народа».
8. Консультации для родителей:
«Роль мини-музея музыкальных инструментов в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками»;
«Влияние игры на музыкальных инструментах на развитие ребенка»;
«Роль семейных походов в музей в образовании и воспитании детей».
3 этап – заключительный (август)
Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Оборудование и оснащение педагогического процесса:
1. Фонотека с образцами звучания музыкальных инструментов, изучаемых на проекте;
2. Иллюстративный материал, лото, карточки;
3. Музыкально – дидактические игры, загадки, викторины;
4. Видео-игры с использованием ИКТ – дидактические и ритмические.
5. Музыкальные инструменты и игрушки.
6. Атрибуты для игр и танцев.
7. Видео виртуальных экскурсий.
8. Презентации про музеи («Что такое музей?». «Виды музеев», «Мини-музеи нашего ДОУ», «Музеи Калининграда», «Необычные музеи России», «Мурариум» и т. д.)