Лариса Мошкова
Проект «Мусор в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы не ждем милостей от природы,
а она все ждет милости от нас.
(Леонид Сухоруков)
Актуальность темы.
Человек создаёт для себя окружающий мир. Окружающий мир, в свою очередь, во многом определяет поведение ребёнка. Чтобы наши улицы и парки были чистыми, ребёнку с раннего детства нужно не только знать определённые правила, но и понимать, для чего и почему они появились.
Публикация «Проект „Мусор в природе“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно – это мусор. Брошенные на улицах окурки, обёртки, банки и бутылки, отходы вокруг переполненных контейнеров, стихийные свалки в местах отдыхах стали, к сожалению, неотъемлемой частью нашего окружения. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем не сложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитывать. Поэтому мы считаем тему данного проекта актуальной.
Цель проекта.
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры детей.
Основу экологической культуры составляет бережное отношение к природе – нравственное, социально необходимое качество личности, основным составным компонентом являются:
• Формировать знания детей о природе, способах оказания помощи природе;
• Воспитывать позитивную деятельность и культуру индивидуального поведения в природе;
• Формировать мотивы, определяющие деятельность и поведение в природе;
• Расширять знания детей о значимости чистоты лесов, парков, улиц города и о роли человека в поддержании её.
Задачи.
• Расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов;
• Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, используя бросовый материал;
• Активизировать словарь детей;
• Воспитывать бережное отношение к чистоте лесов, парков, улиц города;
• Экспериментировать – перерабатывать мусор, давать ему вторую жизнь;
• Овладение знаниями умениями и навыками рационального природопользования;
• Формировать стремление к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.
Паспорт проекта.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, учитель изобразительной деятельности, дворник.
Возраст: дети подготовительной группы 6-7 лет.
Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность: краткосрочность (март, апрель, май).
Результат: фотовыставка, вернисаж детских работ, создание модной одежды из бросового материала.
План реализации проекта
Месяц,
неделя Название
мероприятия Цель
мероприятия Форма и место
проведения
Подготовительный этап
Март
1 неделя
Консультация с зам. Зав. по методической работе.
Приобретение худ. литературы,
методических пособий, наглядного материала, сбор мусора для детских работ, глубокое изучение литературы.
Ознакомление с видами проектной деятельности,
как работать с проектом –
получение информации.
Подбор информации
И наглядного материала. Консультативно – практическая.
Методический кабинет.
Методический кабинет,
книжный магазин, библиотека, участок детского сада, улицы города, городской парк, водохранилище, лес.
Исследовательско – информационный этап
Март
2 неделя «Красота природы»
«Какой вред может нанести мусор природе.
«Домашнее задание» Вызвать красоту природы её неповторимость.
Обращать внимание детей на то, что каждый день мы выбрасываем мусор.
Понаблюдать много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Экскурсия в городской парк.
Беседа с рассматриванием картин, иллюстраций, фотографий.
В группе.
Наблюдение за членами семьи.
Квартиры, где живут дети.
Март
3 неделя «Раздельный сбор бытовых отходов»
«Мусорные свалки»
«Подставка для карандашей». Вызвать желание сохранять чистоту родного города.
Влияние огромных свалок на экологию.
Развивать творческие способности детей. Чтение газетной статьи в Дубненской газете.
В группе.
Просмотр слайд шоу.
В группе.
Ручной труд из бросового материала.
В группе.
Март
4 неделя «Береги природу»
«Экознаки».
«Земля наш дом».
Воспитывать бережное отношение к природе.
Вместе с детьми придумать и нарисовать экологические знаки.
Правила поведения на природе. Беречь природу, соблюдать чистоту. Беседа, просмотр
видеороликов.
В группе.
Рисование с использованием наглядного материала.
В группе.
Консультация для родителей.
В группе.
Апрель
1 неделя Д/и «Выложи узор».
«Две девочки»
«Юные экологи» Выкладывать различные узоры, используя крышечки от банок разных размеров.
Развивать мелкую моторику, фантазию.
Уметь слушать, выделять главное, делать вывод,
Как надо вести себя на улицах города.
В игровой форме формировать желание помогать людям в сохранении природы. Игровая деятельность.
В группе.
Чтение и обсуждение рассказа
В. Сухомлинского.
В группе.
Досуг по экологии.
В группе, на улице.
Апрель
2 неделя «Очумелые ручки».
«Вторичное сырьё».
«Фабрики и заводы»
Обратить внимание, что можно сделать из ненужных вещей.
Показать детям как люди научились перерабатывать мусор.
Обратить внимание детей как загрязняют природу отходы производства. Просмотреть рубрику «Очумелые ручки» в телепрограмме «Пока все дома».
Квартиры где живут дети.
Рассматривание иллюстраций, беседа.
В группе.
Просмотр слайд шоу, обсуждение.
В группе.
Апрель
3 неделя «Покажи пример ребёнку»
«Помощники».
«Чистые улицы города» Взрослые своим поведением должны служить примером для детей.
Воспитывать уважение к труду дворника.
Обратить внимание как после зимы городские службы наводят порядок в городе с использованием спец. техники.
Консультация для родителей.
В группе.
Помощь дворнику в уборке территории детского сада.
На улице.
Экскурсия по улицам города.
Апрель
4 неделя. «Это интересно».
«Экологический десант».
Подвижная игра
«Время собирать мусор» Закопать в землю разные виды мусора, цель - что происходит с мусором.
Воспитание экологической культуры дошкольников через экологию здоровью.
Дети делятся на две команды и на время собирают мусор. Проведение опыта с последующим наблюдением.
Участок детского сада.
Физкультурный досуг.
В зале детского сада.
Игровая деятельность.
На улице.
Май
1 неделя «Откуда берётся мусор».
«В сотворчестве с природой».
«Юные туристы» Формировать экологическую культуру, умению участвовать в обсуждении, делится своими мыслями.
Побуждать детей использовать в своих работах бытовые отходы, уметь передать образ, настроение.
Продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
Чтение статей из журналов и газет, обсуждение.
В группе.
Различные виды изобразительной деятельности.
На участке детского сада
Досуг по ОБЖ.
Городской парк.
Май
2 неделя
«Виды мусора».
«Творческая мастерская».
«В гостях у сказки».
Расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.
Развивать мелкую моторику, фантазию детей.
Побуждать детей сочинять экологические сказки, обозначать мораль.
Просмотр видео роликов, чтение статей, рассматривание иллюстраций,
фотографий.
В группе.
Создавать разнообразные поделки из мусора на уроке по изодеятельности.
В группе.
Сочинять сказки с использованием наглядного материала, костюмы и т. д.
В группе.
Май
3 неделя «Очистим нашу планету».
«Эта необычная планета».
П/и «Экологический десант». Поделиться своим опытом, что можно сделать в рамках проекта, как воспитать в детях любовь к чистоте.
Маленький принц говорил: проснулся утром, умойся, приведи себя в порядок, приведи в порядок планету.
Развитие двигательных навыков.
Проведение семинара с родителями.
В группе.
Просмотр мультфильма,
Беседа.
В группе.
Физкультурное занятие.
На улице.
Май
4 неделя «Необычная мастерская».
«Детская коллекция идей».
«Вернисаж» Учить придумывать и создавать необычную одежду из бытовых отходов. Развивать мелкую моторику, фантазию.
Приучать детей анализировать полученные знания, извлекать из них пользу, высказывать свои идеи.
Расширять перспективу развития поисково- познавательную деятельность детей.
Создавать модную одежду.
Дефиле – презентация.
В Группе.
Беседа.
В группе, на участке.
Выставка детских работ.
В группе, на участке детского сада.
Результат проекта.
Поставленная цель проекта была выполнена. В ходе проекта дети много узнали, многому научились:
• Владение правилами поведения в природе;
• Убеждённость в необходимости ответственно относится к природе;
• Практические экологические умения;
• Интерес к экологическим проблемам;
• Знания об утилизации мусора, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов;
• Желание бережно относится к чистоте лесов, парков, улиц города;
• Научились перерабатывать мусор, давать ему вторую жизнь;
• Сформировалось стремление отношения к чистоте лесов, парков, улиц города.
До проекта экологическое самосознание детей было сформировано недостаточно, в большей степени превалировало потребительское отношение к природе. Дети с трудом выделяли себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа».
В заключении подведём итог, чему научились дети во время проекта : сортировать мусор, читать экологические знаки, превращать мусор в красивые вещи. Дети сделали вывод – если каждый бросит всего одну бумажку, то природа сразу перестанет быть красивой и уютной. Улицы, парки, леса в которых валяется мусор, никогда не будут красивыми. В таких местах отдыхать неприятно, в таких местах трудно выживать всем живым существам. Поэтому дети решили для себя никогда не бросать мусор.
В мире появилось новое научное направление – «гарбология», в переводе с английского – мусороведение. Может быть, через несколько лет кто-нибудь из ребят станет учёным-гарбологом. А пока они учатся любить и беречь природу. Необходимо продолжать работу в этом направлении.
Рекомендации для педагога, детей
и родителей.
Рекомендации для родителей:
- выезжать с детьми на природу, ходить на экскурсии, походы;
- служить примером для своих детей;
- Вместе с детьми провести субботник во дворе своего дома.
Рекомендации для детей:
- Просмотреть слайд шоу «Мусор в природе»;
- чтение научной и художественной литературы по теме;
- во время прогулок соблюдать правила поведения на природе.
Рекомендации для педагога:
- продолжать работу по тематике «Земля – наш дом»;
- вместе с детьми провести субботник на территории детского сада;
- выпустить экологическую газету,
- провести досуги, конкурсы, КВН для детей и родителей по теме;
- провести анкетирование, консультации родителей: «экологическое образование в семье;
- продолжать проектную деятельность по теме «Земля наш дом».
Приложение к проекту.
1. «Чистые улицы города»
2. «Время собирать мусор»
3. «В гостях у экологического светофора»
4. «Мусор в природе»
5. «Умный взгляд на мусор»
6. «Что происходит с мусором?»
7. «Экологический десант»
8. «Правила поведения в лесу»
9. «Природоохранные знаки»
10. «Раздельный сбор бытовых отходов»
11. «Отходы потребления»
12. «Экологические значки на потребительские товары»
13. Список используемой литературы
14. «Человек хозяин природы»
15. Плакаты:
- переработка вторичного сырья;
- мусорные свалки;
- фабрики и заводы;
- радиоактивные отходы;
- выхлопные газы;
- добыча полезных ископаемых;
- вырубка лесов;
- кислотные дожди;
- загрязнение рек;
- пролитая нефть;
- От чего загрязняется вода?
- от чего загрязняется воздух?
15. Презентация к проекту «Мусор в природе» - в электронном виде.