Галина Соснова
Экологический проект «Будь природе другом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Будь природе другом!».
Автор проекта : Соснова Галина Константиновна,
воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №69
комбинированного вида»
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность.
Публикация «Экологический проект „Будь природе другом!“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что земля не может без животных и растений.
Исходя из особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте, необходимо заложить основы экологической культуры, т. к. в этот период ребенок накапливает яркие впечатления, первые представления о природе. Закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру.
Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые.
Идеи проекта :
Вся деятельность направлена на подведение детей к пониманию основ экологического воспитания.
Соблюдение основных норм поведения в природе.
Формирование умения находить причинно-следственные связи.
Объект – процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – методы и приемы формирования деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Цель:
Углубление экологических знаний детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
• Заложить основы природоохранных навыков.
• Обогатить жизненный опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой.
• Учить детей использовать полученные знания на практике во время экспериментальной деятельности.
• Вызвать эмоциональный отклик во время наблюдений и экскурсий.
• Активизировать познавательную деятельность участников проекта.
• Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям.
Физическое развитие:
• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Познавательно-речевое развитие:
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Социальное развитие:
• овладение способами личностного общения;
• развитие самопознания и положительной самооценки.
Художественно-эстетическое развитие:
• углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
• овладение различными видами художественной деятельности;
• развитие способностей эстетической оценке.
Ожидаемый результат:
• накопление методического и дидактического материала;
• разработка схем, моделей с алгоритмом проведения опытов,
• создание мини-музея.
У детей:
• формирование представлений о роли, которую играют растения, стремление беречь природу, выполнение посильных добрых дел;
• использование накопленных знаний, умений и навыков по охране природы в повседневной жизни;
• приобретение желания в положительных эмоциях от общения с природой;
• вовлечение родителей в педагогический процесс.
Механизм реализации проекта.
Этап I Подготовительный.
Цель:
Расширение и систематизация знаний о педагогических технологиях, проектирования, моделирования, формирование организации проектно-исследовательской деятельности с ребенком.
Была организована работа по направлению: ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:
• определение значимости проблемы для ребенка;
• оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;
• педагогическое просвещение родителей.
Этап II Основной
Цель:
Формирование системы представлений об окружающем мире, развитие исследовательских способностей и познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для познавательной активности детей.
Организация деятельности проекта.
1. Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: «Автобус», «Семья», «Путешественники».
Режиссерская игра «Город».
Настольные игры «Моя страна – Россия», «Мой родной город», «Профессии», дидактические игры «Кто живет у нас в лесу?», «Растения нашего края», «Правила поведения в лесу», «С какого дерева лист?».
Словесные игры «Прогулка по городу», «Доскажи словечко».
Цель: расширение знаний детей об улицах родного города, развитие связной речи, памяти, образного мышления, формирование у детей дружеских взаимоотношений со сверстниками, воспитание любви к природе родного города, родной страны.
2. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: расширение знаний детей о природе родной страны, формирование навыков ответственности человека за сохранение природы.
Непосредственно образовательная деятельность «Лес – наше богатство!»
Самостоятельная деятельность в центре экспериментирования: опытно-экспериментальная деятельность «Что нас окружает?», «Лук – наш друг», схемы – условия роста.
Беседы с детьми об охране окружающей природы.
Обсуждение значений пословиц о родной земле.
3. Продуктивная деятельность
Изготовление коллективных работ: «Улицы нашего города», «Домики» /конструирование/, «Наш город зимой» /рисование/.
Выполнение макетов «Антарктида», «Тундра».
Цель: формирование умений видеть прекрасное в простых вещах, воспитание патриотических чувств, чувства гордости за родную страну.
4. Экологические проекты
Проект «Лук – наш друг».
Проект «Мой дом – мой родной город».
Проект «Домашний питомец».
5. Акции
Экологические акции «Птичья столовая», «Живи, елка!», «День земли».
Акция: «Папа, мама, я – творим чудеса».
Акция «Сохраним рыжих лесных муравьев», «Не сорите, где живете».
«Экологическая тропа»
Взаимодействие с родителями
• Проведено анкетирование родителей на тему «Экология в семье».
• Организовано проведение дискуссии «Поговорим о природе».
• Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Прогулка всей семьей в лес».
• Оформлена фотовыставка «Наш любимый край».
• Проведен субботник по уборке участка детского сада.
Этап III Заключительный
Результаты работы:
Была выстроена и апробирована система работы, включающая в себя:
• Систему интеграционных занятий, построенных на основе творческой проблемной ситуации с использованием детского экспериментирования.
• Творческие задания, игры и упражнения с использованием природного материала, экспериментирование и активное наблюдение.
• Организацию эколого-развивающей среды, способствующей развитию креативных способностей детей.
• Комплексные мероприятия по экологии (праздники, развлечения, КВН).
Материально-техническая база:
1. Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям.
2. Уголки природы. Огород на территории детского сада.
3. Экологическая тропа на территории детского сада.
4. Наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины, слайды, презентации.
5. Библиотека книг с экологическим содержанием.
Выводы:
Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта.
1. Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных.
2. Сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и желание заботится о ней.