Любовь Корнева
Информационно-исследовательский проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, что греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше.
Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
В. М. Песков
Гипотеза:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Семья моя – мое богатство
Любовь защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не придают
Все вместе праздники встречают
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья
Что в жизни главное – семья.
Если начать формировать ценностные представления о семье
с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Гармонизовать детско- родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий (вечеров,досуга).
Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Развивать коммуникативные качества ребёнка- свободное общение со взрослыми и детьми.
Актуальность.
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.
Цель проекта :
1. Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
2. Установление партнерских отношений с семьей в совместных физкультурно – оздоровительных мероприятиях с использованием народных подвижных игр.
3. Расширить представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
Задачи проекта :
• Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи
• Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений
• Способствовать активному привлечению родителей к жизни ребенка в детском саду
• Познакомить с понятием «генеалогическое древо семьи»
Участники проекта :
• педагоги
• родители
• дети
Вид проекта : творческий, информационно-
исследовательский.
Реализация проекта : долгосрочный
Проблемы, на решение которых направлен проект :
1. Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
2. Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
3. Разобщенность между семьей и детским садом.
Ожидаемые результаты:
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
Расширение представления детей о своих родителях (Ф. И. О., где и кем работают, любимые их занятия и увлечения и т. д. ; традициях, о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т. д.)
Интеграция образовательных областей в ходе проекта.
1. Познание
2. Социально- Коммуникативная деятельность.
3. Художественное- эстетическое творчество.
4. Физическая культура
5. Чтение художественной литературы
Схема реализации проекта в разных видах деятельности.
1. Социально- Коммуникативная деятельность.
1. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»; «Семья», «К нам гости пришли», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская».
2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Назови ласково», «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
3. Создание альбомов: «Моя семья», «Моя родословная», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду»
4. Игры-драматизации по сказкам; В. Осеева «Обычная старушка»,
5. Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
6. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушке с нами хлопот».
7. Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
8. Тематические занятия. «Я и моя семья», «Моя семья».
2. Познание.
1. Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
2. Беседы:«Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло». «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи»,«Где работают мои родители»
3. Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой поселок». Экскурсии на места работы родителей с целью знакомства с профессией родителей.
4. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».
5. Заучивание пословиц семье.
6. Отгадывание загадок о семье.
Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
3. Оформления участка с родителями.
4. Беседы «Моё любимое занятие»
5. Мастерская - «Добрых дел».
Беседа по безопасности: «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
2. Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
3. Словесная игра «Радио»
4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
3. Чтение художественной литературы.
1. Чтение произведений; С. Маршак «Сказка об умном мышонке» ;Е. Пермяк «Мамина работа»,
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»; В. Белов «Мамина дочка»; Л. Толстой «Старый дед и внучек»
С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
2. Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». и другие.
3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
4. Заучивание пословиц и поговорок о маме.
«Птица рада весне, а младенец матери».
«Нет милее дружка, чем родная матушка».
4. Физкультурно оздоровительная деятельность.
А)Установление партнерских отношений с семьей в совместных физкультурно – оздоровительных мероприятиях с использованием народных подвижных игр.
Задачи:
1. Воспитывать у детей и взрослых интерес к играм и деятельности разных народов;
2. Познакомить родителей и детей с многообразием народных игр, расширить круг знаний и умений по их организации.
3. Вызывать у детей и взрослых эмоционально-положительное настроение в процессе совместных подвижных игр;
4. Способствовать формированию у родителей потребности в организации игр с детьми в кругу семьи.
Б) Беседа: «В здоровом теле – здоровый дух»
В)Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
Г)Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
Д)Физкультурные досуги и развлечения.
Е) Физкультурные праздники совместно с родителями:
«Масленица широкая» и др.
5. Работа с родителями
1. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
2. Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Воспитание любовью», "Как создать родословную своей семьи",»Семейные традиции»
3. Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья»
4. Оформление стенда: «Моя семья – моя радость»
5. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «Праздник Осени», «В гостях у Деда Мороза», «День семьи»
6. Совместные развлечения с родителями «Мы счастливы, потому что мы вместе»
7. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала, «Мое семейное хобби»,
8. Участие в фотоконкурсах.
9. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении с темой о семье.
10. Мастер класс для родителей «Попробуем сделать свое генеалогическое древо»
11. Выставка семейных исследовательских проектов «Генеалогическое древо семьи».
12. Конкурс – выставка на лучшую семейную газету.
13. Родительские собрания: «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника», «Гражданин воспитывается с детства». 14. Круглый стол «В каждом доме свои традиции»
15. День открытых дверей «Наша жизнь день за днем»
16. Совместная работа детей и родителей «Кормушки для птиц», «Оформление участка по сезону».
КОНКУРС “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ”
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись *богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца * нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя * в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только * по пятницам (тешатся).
А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
В результате решения проблемы:
Дети:
Дети получили необходимую информацию о своей семье.
О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
Имеют представление о родственных отношениях.
Имеют представления о родословной как истории семьи.
Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
Родители:
Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Педагогический инструментарий.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М. :Мозаика-Синтез, 2010 г.
2. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез,2008г.
3. «Твоя родословная» В. С. Мартышин. Учебное пособие. М. : Школьная пресса,2000г.
4. Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г. ,№3 «Родовое дерево»
5. «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г.
7. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
8. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы- М. :»ТЦ Сфера» 2012г.
(Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
Спасибо за внимание.