Князькина Марина Павловна
Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб — всему голова
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
Вид проекта: информационно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Публикация «Краткосрочный информационно-исследовательский проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта: дети разновозрастной общеобразовательной группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь нужно в семье, в детском саду и в школе. Хлеб в нашей стране – это продукт человеческого труда, это символ жизни, здоровья, благополучия. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски). Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
• уточнить знания детей о процессе приготовления хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
• формировать умение детей применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
• побуждать к активным действиям в совместной деятельности с взрослыми и детьми;
• развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
• показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- составление перспективного плана мероприятий;
-поиск материалов по данному проекту;
- разработка конспектов познавательно-речевых и творческих образовательных деятельностей, наблюдений, бесед;
- подбор художественной литературы, потешек, пословиц и поговорок о хлебе;
- подбор информационного материала в уголок родителей;
- ознакомление с проектом родителей и привлечение их к пополнению мини-музея хлеба
2. Основной этап
1. НОД: «От зернышка до хлебушка», «Как хлеб растет», «Откуда хлеб пришел?», «Золотые слова – хлеб всему голова»
2. Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб»
3. Чтение художественной литературы: Сказки: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», «Мужик и медведь», «Жернова»; Михалков С. В. «Булка; И. Токмакова «Что такое хлеб»; Н. Самкова «О хлебе»; П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Ф. Шкулев «Молотьба»
4. Скороговорки о хлебе:
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
5. Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
6. Считалки о хлебе.
"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
***
"Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль,пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
7. Пословицы и поговорки о хлебе
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и мдом сыт не будешь.
Без хлеба и у воды жить худо.
Не трудиться – так и хлеба не добиться.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи
Кто трудиться рад, тот будет хлебом рад.
8. Загадки о хлебе.
1 Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
2 Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
3 Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
4 Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
5 Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло! (Хлеб)
6 Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
7 Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
8 В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
9 Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
9. Приметы о хлебе
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать
10. Потешки о хлебе: «Кот на печку пошел, горшок каши нашел. На печи калачи, как огонь горячи….»
11. Игры:
Дидактические игры: «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Назови профессию»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария»
Пальчиковые гимнастики: «Хлеб», «Откуда хлеб пришел?», «Тесто»
Подвижные игры: «Каравай», «Посадили зернышко», «Пирог»
3. Исследовательская деятельность
- Рассматривание колосьев и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса; пшеничной муки, ржаной муки).
4. Опытно – экспериментальная деятельность - Посев зерен (овса, пшеницы)
- Наблюдение за ростом, уход
- изготовление теста из муки
5. Художественно-творческая деятельность: - Рисование хлебных колосьев
- Лепка из пластилина «Угощение для кукол»
- Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий
Взаимодействие с родителями
1. Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2 Предложить родителям совместно с детьми изготовить хлебобулочные изделия в домашних условиях.
3. Заключительный этап
- Выставка детских рисунков и поделок «От зерна до каравая»
- Экскурсия в мини - музей хлеба, мини-музей «Русская изба»
- Экскурсия в Володарский музей на познавательно-развлекательное мероприятие «От зерна до булочки»
Вывод
В ходе проектной деятельности по заданной теме, дети узнали о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси: познакомились с предметами быта и орудиями труда: сохой, цепом, крупорушкой, жерновой, ситом. Узнали, как вспахивают землю, как сеяли, ухаживали и собирали урожай, как обрабатывали и пекли хлеб. Дети начали понимать, какую ценность представляет хлеб. Они теперь знают, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Дети перестали баловаться хлебом. Родители приняли активное участие в реализации проекта.