Александра Лаврова
Проект на развитие у детей представления о семейных ценностях «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья это - первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта
Проект «Моя семья» направлен на развитие детей в возрасте 3-4 лет представлением о семье и о роли каждого члена семьи.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи,уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» должна осуществляться с поддержки самой семьи.
Публикация «Проект на развитие у детей представления о семейных ценностях „Моя семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема
Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье : например, как зовут родителей, кем работают их родители, бабушки, дедушки. Мало кто из детей знает родственные связи, не понимают, кто, кому, кем приходится, кто старший, кто младший.
Вид проекта
Информационно-творческий.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный: c сентября по май.
Участники проекта
Дети второй младшей группы.
Родители воспитанников.
Педагоги группы.
Музыкальный руководитель.
Цель проекта
Формирование у дeтей пeрвoначальных прeдстaвлений о семьe.
Задачи для воспитателей.
Познакомить детей с понятием «семья», с ролью каждого члена семьи.
Систематизировать знание детей по средством семейного древа.
Продолжать воспитывать у детей чувство любви, уважение, гордости к своей семье.
Воспитывать у ребёнка доброжелательное отношение, уважение к своим родителям, желание помогать им.
Развивать детей в выражении сострадания, заботы, внимательности к родным.
Развивать формулировать и излагать свои мысли с помощью книг по теме проекта.
Формировать умение проецировать усвоенные знания в различные виды деятельности: игровую, художественную, речевое развитие, коммуникация, познавательное развитие.
Проведение консультации по теме: «Моя семья и семейные традиции».
Задачи для родителей.
Оказание помощи в сборе информации по теме проекта «Моя семья»;
Совместная деятельность родителей с ребенком через создание семейного древа и беседы родителей с детьми;
Взаимодействие с воспитателями на празднике, в день открытых дверей, посвященному дню семьи.
Способствовать общению детей с родителями посредством совместной творческой деятельности: «Как я провел выходные в месте с родителями».
Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Для детей будут сформированы представление, что такое семья, в полном объеме
Для родителей будет сформирована активная позиция, что семейные традиции являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия.
Для педагогов – повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта с родителями.
Продукт проекта
Семейные древа.
Стенгазета.
Памятка для родителей «Как укрепить семью».
Оформление стенда-выставки «Моя семья».
Утренник «Моя семья».
Презентация проекта на родительском собрании.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный (сентябрь).
Мероприятия Форма проведения Цель
Работа с детьми
Постановка проблемы:
Что мы знаем?
Мы дети.
У нас есть родители.
Что хотим узнать?
Семья – что это?
Как о нас заботятся?
Почему меня так назвали?
Где работают мои родители?
Какая у меня семья?
Беседа
Блиц-опрос
Игра в форме диалога
Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.
Подбор художественной литературы, музыкального репертуара Чтение художественных произведений, чтение и разучивание стихотворений,
прослушивание музыкальных произведений Выявить уровень знаний детей при чтении художественной литературы с помощью наводящих вопросов.
Обговаривание с детьми идеи проекта
Беседа Расширять представления детей о семье
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Моя семья».
Заполнение анкет Выявить степень информированности родителей по данной теме.
2 Этап. Практический (октябрь-май).
НОД.
Познавательное развитие
Мероприятия Форма проведения Цель
Работа с детьми
Цикл бесед на темы:
«Кто живет в моей семье?»,
«Какая у меня мама?»,
«Что мама делает дома?»,
«Как мама заботится о нас?»,
«Как я могу заботиться о маме, папе?»
Опрос, С/р. игра,
диалог
Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Рассматривание сюжетной картины «Семья», семейных фотографий.
Анализирование, сравнивание Выявить уровень знаний детей о членах соей семьи.
Рассказ
о братьях и сёстрах
Беседа Продолжать учить устанавливать
родственные связи в семье;
формировать понимание таких категорий, как старший, младший
Подбор стихотворений об имени ребенка.
Чтение Расширять представления детей о именах
Информационная папка «Хорошо там и тут, где по имени зовут» Наглядно-демонстрационный материал Информация для родителей
Социально-коммуникативное развити
«Я и мой папа»
Беседа Познакомить с профессией папы;
активизация словаря глаголами и именами прилагательными.
Мои бабушки и дедушки Беседа Расширять словарь
прилагательных: молодой – старый, добрый, весёлый, красивая,
добрая
«Моя мама»
Беседа Познакомить детей с трудом мамы;
активизация словаря глаголами и именами прилагательными
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Стихотворения
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
Чтение, обсуждение,
анализ, диалог
рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка»
Чтение, обсуждение,
анализ, диалог Обогащение словарного запаса,театрализация деятельности по ролям
Сказка : «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Морозко» Чтение, обсуждение,
анализ, диалог Обогащение словарного запаса
Выполнение заданий по карточке «Моя семья» и генеалогическому
дереву. Д/игра Применение образа героев на себя
«Назови ласково»
Д/игра Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен
существительных)
«Как тебя зовут?»
Д/игра Продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные
формы имен существительных
«Отгадай, о ком я говорю»
Д/игра Закреплять названия родственных отношений, расширять словарь
прилагательных: молодой - старый, добрый, веселый,молодой,старый.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Печенье» Показать простейшие способы лепки продуктов питания (печенье, конфеты, колбаски); Закреплять умение детей раскатывать пластелин круговыми движениями. Развивать желание лепить. Продолжать беседу на тему: Моя семья
Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке» Помогать располагать и наклеивать крупные и более мелкие элементы, подготовленные взрослым Учить детей составлять изображение из деталей. Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок). Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления.
Рисование «Бусы для мамы» Показать закономерности расположения орнамента на плоскости с учетом формы, соблюдать последовательность элементов, расстояние между ними. Обучать детей нетрадиционным способам рисования (пальчиком, ладошкой, печатками, палочкой, губкой и т. п.).
Физическое развитие
«Бусы для мамы»
Одевание шариков на нить Создать праздничную, радостную атмосферу, способствующую раскрытию способности детей, расширить кругозор и воспитывать любовь к мамам, упражнять детей в чередовании двухцветных шариков, развивать мелкую моторику
Пальчиковая игра «Моя семья»
Пальчиковый театр Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движения взрослого
«Поможем бабушке»
Клубки ниток Развитие мелкой моторики рук, наматывание ниток в клубок
Пальчиковая игра «Ладушки» Кукольный театр Развивать движения пальцев и кистей рук, формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству
Работа с родителями
Познакомить с планом проекта «Моя семья»
Презентация проекта
«Моя семья»
Попросить родителей принести фотографии, альбомы
Зарядка с родителями
Родительское собрание
Выставка в группе
В день открытых дверей проведение утренней гимнастики с семьей
Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей, провести анкетирование.
Способствовать развитию творческой деятельности родителей и детей по данной теме. Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями)
Установление доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, формирование добрых семейных традиций
3 Этап. Заключительный.
Мероприятия Форма проведения Цель
Подведение итогов реализации проекта Опрос Соотнесение результатов работы с
поставленными целями, анализ всех результатов.
Составление с детьми рассказов о членах семьи :
«Моя семья», рассматривание семейного древа
Выявить степень информированности детей по окончании проекта.
Оформление стенда - выставки «Моя семья»
Выставка
Распространение опыта в детском саду
Чтение стихов о своей семье Утренник «Моя семья» Совместное проведение родителей и детей в стенах детского сада
Работа с родителями
Выставка поделок детского творчества (совместная работа детей и родителей)
Выпуск стенгазеты «Моя семья»
Рекомендации родителям
Совместное оформления стенда
Сбор семейных фотографий
Обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада, развитие художественно-эстетического восприятия.
Расширить знания родителей по теме проекта.
Сформировать у родителей активную позицию в воспитании у детей чувства уважения к семье
Заключение
Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех её участников. В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости детей. Развитие умение разворачивать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся представлений о семье;
Проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости по отношению к членам семьи, желание оказать им помощь;
Расширение кругозора, словарного запаса детей.
Дальнейшее сотрудничество с семьями воспитанников.
Литература
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2014
Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.
Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал – 2008 - № 8, с. 102
Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. ФГОС ДО, Ювента-2015г.
Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. ©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2006, ©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru).