Елена Русая
Проект «Моя малая Родина — станица Челбасская»
▼ Скачать + Заказать документы
проект
«Моя малая Родина – станица Челбасская».
Воспитатель:
Русая Елена Анатольевна
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
Иван Варавва
Актуальность.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, станице.
Публикация «Проект „Моя малая Родина — станица Челбасская“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают фотографии о родной станице, открытки о Краснодарском крае, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родной станицы.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.
Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране.
Цель проекта :
Воспитание любви к родным местам, к малой родине; формирование нравственных ценностей.
Задачи:
• Формировать интерес к прошлому и настоящему станицы Челбасской.
• Углублять краеведческие знания о родной станице.
• Расширять представления детей о достопримечательностях своей малой Родины, о названиях улиц.
• Воспитывать любовь к родной станице, гордость за свою малую Родину.
• Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
• Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш край.
• Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
• Активизация творческого потенциала родителей.
Гипотеза.
Проживая в станице Челбасской, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил станицу начнут проявлять интерес к событиям станичной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
Научная новизна
работы состоит в том, что реализация данного проекта обеспечит :
-популяризацию не только географического, исторического и культурного наследия своей малой Родины;
-формирование любви к своей малой Родине, познавательного интереса к природе родного края и ответственного отношения к ней;
-взаимоотношение с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующие воспитанию у детей интереса и любви к своей малой Родине.
Данные аспекты являются неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.
У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своей родной станице, традициях и истории возникновения.
Тип проекта :
познавательно – информационный.
Участники проекта :
дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок проекта :
Октябрь – ноябрь 2018г.
План поэтапных мероприятий.
1. Подготовительный этап:
-определение уровня знания о своей малой Родине, о природе родного края.
Модель 3-х вопросов.
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
• В нашей станице есть красивые дома. Миша И.
• Раньше в станице была церковь, затем её разрушили, а сейчас строят новую. Лиза Б.
• А ещё у нас есть две школы и два детских садика. Саша К.
• Раньше у нас был кинотеатр, а затем он сгорел. Ваня К. •
Сколько лет нашей станице? Илья Н.
• Почему наша станица называется Челбасской? Соня Т.
• Что было раньше на месте станицы? Саша М.
• Как жили раньше наши станичники? Миша И.
• Что находится в нашем музее? Настя С. • Спрошу у взрослых.
• Спрошу у воспитателя.
• Посмотрим фотографии.
• Узнаем у взрослых.
• Сходим в музей.
-составление перспективного тематического плана;
-разработка цикла НОД по Познанию. Формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
-наблюдения, беседы, экскурсии с детьми.
2. Основной этап:
-реализация мероприятий перспективного тематического планирования, намеченных для достижения поставленной цели.
3. Заключительный этап:
- игра викторина «Знатоки родной станицы» (Совместно с родителями);
- презентация проекта.
Планируемый результат реализации проекта :
Воспитательная ценность:
У детей появится чувство гордости за свою станицу, за людей, участвовавших в её создании, за её неповторимую красоту.
Познавательная ценность:
У детей и родителей появится интерес к историческому прошлому нашей станицы, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Умственная ценность:
Расширится и систематизируется объём знаний детей об истории возникновения родной станицы.
План реализации проекта проходит в три этапа
Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с семьёй
1этап
• Выбор программ и технологий по данному проекту.
• Ознакомление педагогов с методическими материалами по теме.
• Согласование с краеведческим музеем.
• Модель трё х вопросов:
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Как мы узнаем?
• Чтение произведений о кубанской земле, рассматривание фотографий и иллюстраций.
• Творчество детей (в изобразительной деятельности, развитие речи, использование декоративно – ручного труда) • Знакомим родителей с историей станицы.
Информационный стенд «Откуда пошла земля Челбасская».
• Анкета для родителей
«Знакомство детей с Родиной (станицей, краем, страной)
• Консультации
«Без прошлого нет будущего»,
«Люби и знай свой край».
2-й этап - внедрение
• Консультация
«Использование произведений кубанских писателей в различных видах деятельности.
• Отбор художественной литературы, художественного материала.
• Рассказ воспитателя об истории развития станицы.
• Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старая и новая станица».
• Беседа на тему «Гордимся тобой, наша Челбасская».
• Беседа «Кубань в творчестве поэтов и художников».
• Беседа об исторических названиях улиц.
• Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Станица, в которой я живу».
• Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам, в Челбасский сквер, к строящейся церкви.
• Экскурсии:
Краеведческий музей:
- Прошлое и настоящее станицы Челбасской.
- Растительный и животный мир нашего края.
Памятник Неизвестному герою.
• Посещение станичной библиотеки :
- Выставка работ народно-прикладного творчества челбасян.
- Выставка картин детского творчества – работы детской изостудии. • Круглый стол с родителями
«Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду».
• Семейная экскурсия «Любимое место отдыха».
• Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада
(создание альпийской горки, уборка территории).
3-й этап - итоговый
Презентация проекта «Моя малая Родина» • Выставка творчества детей: «Станица Челбасская глазами детей».
• Игра викторина «Знатоки родной станицы» (Совместно с родителями).
Перспективный план работы с детьми к проекту «Моя малая Родина – станица Челбасская»
№ Месяц Работа с детьми Работа с родителями.
1. Октябрь
1-я неделя Беседа с детьми о своей станице :
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Как мы узнаем?
Целевые прогулки: по близлежащим улицам, к памятникам, в Челбасский парк, к строящейся церкви.
Сюжетно ролевая игра «Экскурсия по станице»
Экскурсия на мельницу. Анкета для родителей
«Знакомство детей с Родиной (станицей, краем, страной)
Знакомим родителей с историей станицы.
Информационный стенд «Откуда пошла земля Челбасская».
Семейная экскурсия «Любимое место отдыха».
2. 2-я неделя Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее станицы Челбасской».
Рассказ воспитателя об истории развития станицы.
Рисование «Улица, на которой я живу», «Что мы видели в музее?».
Беседа об исторических названиях улиц.
Посещение дома культуры «Лира» : просмотр спектакля: «По щучьему веленью».
Круглый стол с родителями
«Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду».
3. 3-я неделя
НОД
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
«История возникновения родной станицы».
Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своей станицы. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному краю.
Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старая и новая станица».
Экскурсия к памятнику Неизвестному герою.
Акция «Памятник»- уборка мусора.
Рисование «Мой любимый детский сад».
Создание уголка «Моя станица родная».
Предложить родителям сделать фотоальбом «Моя Челбасская».
Консультация «Без прошлого нет будущего».
4. 4-я неделя Беседа на тему «Гордимся тобой, наша Челбасская».
Рисование «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?».
Сюжетно-ролевая игра «Построим станичную улицу».
Дидактическая игра «Где находится памятник?» Предложить родителям совместно с детьми изготовить карту «Челбасская».
1. Ноябрь
1-я неделя НОД
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
«Архитектура и памятники станицы Челбасской».
Цель: Расширять и закреплять представления детей о достопримечательностях станицы Челбасской, познакомить с архитектурными особенностями старой станицы и современными зданиями. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.
Рассказ воспитателя об истории развития станицы.
Рисование: «Осень шагает по станице»
Рассматривание национальной одежды кубанского казака и казачки.
Кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни. Экскурсия в лес «Наш воскресный выходной»
Изготовить вместе с родителями макет «По дороге в детский сад».
2. 2-я неделя Беседа «Кубань в творчестве поэтов и художников».
Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица»,
Сюжетно-ролевая игра «Наш детский сад».
Посещение станичной библиотеки :
- Выставка картин детского творчества работы детской изостудии.
Дидактическая игра «Путешествие по станице».
Рисование «Кубанское подворье» (рисование с использованием трафаретов)
Выставка «Воскресные зарисовки»
(при участии родителей)
Совместный труд с родителями по благоустройству детского сада (создание альпийской горки, уборка территории).
3. 3-я неделя НОД
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Наш любимый край».
Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту сельских улиц, расширять представления детей о родной станице, крае в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Ручной труд «Изготовление народной куклы из соломки»
Целевые прогулки: в Челбасский парк, к строящейся церкви.
Составление творческих рассказов «Животные и растения моего края», «Станица, в которой я живу».
Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края, станицы Челбасской.
Выставка «Родная природа». Изготовление совместно с родителями панно «Герб станицы».
Выставка «Сельские достопримечательности».
Консультация «Люби и знай свой край».
4. 4-я неделя Дидактическая игра:
«Выложи герб из фрагментов».
Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старая и новая станица».
Беседа на тему «Гордимся тобой, наша Челбасская».
Составление творческих рассказов «Животные и растения моего края», «Станица, в которой я живу».
Экскурсия в краеведческий музей:
- Растительный и животный мир нашего края.
Составление коллажа «Моя станица».
Рассматривание альбома «Наш любимый детский сад».
Карта - схема «Дорога в детский сад.
Игра викторина «Знатоки родной станицы» (Совместно с родителями).
Вывод:
У детей появилось чувство гордости за свою станицу, за людей, участвовавших в её создании, за её неповторимую красоту.
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашей станицы, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родной станицы.
Литература:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 12. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что, чем раньше и регулярней вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения и в юности.
5. Помните, что, чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости